АЭРОДИНАМИКА
(от
аэро...
и dynamis - сила), раздел аэромеханики, изучающий законы движения газа (в т.ч. воздуха) и силы, возникающие на поверхности обтекаемого газом
тела. Опирается на законы механики, физики и термодинамики. Прикладные разделы А.: 1) А. летательных аппаратов (ЛА); 2) пром. А. В А. решаются
прямая задача - определение аэродинамических характеристик ЛА, их частей и различных сооружений заданной формы, и обратная задача - определение
формы обтекаемого тела по заданным аэродинамическим характеристикам. Начало совр. А. связано с работами Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина,
Л.Прандтля. Казан. учёные начали проявлять интерес к аэродинамическим иссл. в 1930-е гг.: на аэродинамическом отд-нии Казан. ун-та (1931), затем
в Казан. авиац. ин-те с открытием лаборатории и кафедры аэродинамики (1932). Были проведены иссл. по теоретической А., устойчивости, оптимизации,
управлению различными аэрогазодинамическими процессами (Н.Г.Четаев, Г.В.Каменков, С.Г.Нужин, Г.Н.Фёдоров).
Первые труды по А. в Казани были посв. аэродинамическому расчёту бипланов и полипланов (С.Г.Нужин, 1935), устойчивости вихревых дорожек Кармана
(Г.В.Каменков, 1933). В 1940 - нач. 1950-х гг. были разработаны методы расчёта аэродинамических сил и моментов крыла конечного размаха, крыльев
малого удлинения, стреловидных крыльев, крыльев на больших и закритических углах атаки, колеблющихся крыльев (С.Г.Нужин, Г.В.Каменков,
Н.М.Монахов, Т.К.Сиразетдинов). В те же годы были разработаны теории обтекания крыловых профилей в плоскопараллельном потоке несжимаемой и
невязкой жидкости, в дозвуковом сжимаемом (С.Г.Нужин) и в околозвуковом (А.И.Богомолов) потоках. В 1944 Г.Г.Тумашевым была поставлена и решена
обратная задача аэродинамики - построение крыльевых профилей по заданному распределению давления по поверхности крыла. Эта работа положила начало
большому числу иссл. крыльев летательных аппаратов. В сер. 1950-х гг. О.П.Сидоровым было рассмотрено обтекание тел вращения несжимаемым потоком
жидкости. Иссл. обтекания решёток профилей и влияния близости поверхности Земли на обтекание крылового профиля проведены М.Х.Бикчентаевым и
Г.И.Костычевым в 1950-х гг. Применение вариационных методов и распространение принципа максимума Л.С.Понтрягина к решению оптимизационных задач
А. и динамики полёта, теории пограничного слоя жидкости и газа путём вдува и выдува потока воздуха проведены Н.В.Куршевым, Ю.В.Кожевниковым,
Т.К.Сиразетдиновым, А.А.Афанасьевым, О.Г.Диваковым и др. в 1960-х гг. В те же годы были разработаны методы построения функций А.М.Ляпунова при
иссл. устойчивости движения жидкости, стабилизации и управления колебаниями жидкости в топливном баке, устойчивости и стабилизации колебаний
плазменного шнура в гидродинамическом приближении (Т.К.Сиразетдинов, В.А.Петров, А.А.Соловьёв, И.П.Ультриванов и Е.Г.Павлов). С нач. 1970-х гг.
В.Г.Павлов, З.Х.Нугманов, В.В.Жерехов, К.Г.Гараев и др. исследовали групповые свойства течения жидкостии вопросы аэродинамического проектирования
крыла самолёта. Эксперим. аэродинамические иссл. воен. и гражд. самолётов, ракетной техники, автомобилей проводились ваэродинамической трубе
Казан. техн. ун-та.
Лит.:
Аржанников Н.С., Мальцев В.Н. Аэродинамика. М., 1935; Каменков Г.В. О вихревом сопротивлении. М., 1935. Ч. 2; ЧетаевН.Г. Устойчивость движения.
М., 1962; Куршев Н.В. Оптимальные задачи динамики полёта. К., 1967; Сиразетдинов Т.К. Оптимизация систем с распределёнными параметрами. М., 1977;
его же. Устойчивость систем с распределёнными параметрами. Новосиб., 1987; Дегтярёв Г.Л., Сиразетдинов Т.К. Теоретические основы оптимального
управления космическими аппаратами. М., 1986; Нугманов З.Х. Численный методрасчёта обтекания профиля вязким несжимаемым потоком. К., 1993.
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку
"Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ",
а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт:
www.ite.antat.ru