|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО,
вид творчества, заключающийся в создании актёром сцен, образов, воплощающихся в действии в драм., оп., балетном спектаклях. Особенности А.и.
заключаются в том, что актёр творит образ, пользуясь голосом, мимикой, жестами и пр., и в том, что созданный актёром сцен. образ существует
исключительно в момент творчества и исчезает с окончанием спектакля. Идеологической и смысловой основой А.и. является драма (в муз. спектакле
либр. и муз. партитура), однако в нач. период своего развития А.и. существовало в форме импровизации, когда на основе сюжетной канвы (сценария)
актёры произносили текст, возникавший по ходу действия. Таково было иск-во
шамакаев
в татар. нар. творчестве, иск-во
шакирдов
(уч-ся медресе) в их любительских спектаклях, иск-во скоморохов в рус. нар. творчестве.
А.и. возникло из игровых ритуальных действ, и первонач. актёрами (фр. acteur, от лат. actor - действующий, деятель) назывались все участники
таких действ. Обучение профессии вначале происходило путём передачи опыта от одного к другому, но уже в 16 в. А.и. начинают обучать первонач. в
монастырях, а затем в светских театр. школах. Согласно "Регламенту Духовной коллегии", изд. в 1721 повелением Петра I, в Казан. духовной
семинарии педагог и драматург В.Я.Свентицкий в 1723-28 обучал семинаристов А.и. для представлений публике "комедийных акций". Однако на
протяжении почти всего 19 в. актёры проф. трупп, игравших на сцене казан. гор. т-ра, были из числа любителей, не имевших спец. образования, и
лишь в кон. 19 в. среди них появляются выпускники Петерб. и Моск. театр. школ. Частные театр. школы, драм. курсы, студии, где обучение А.и.
происходило на проф. основе, открываются и в Казани. А.и., имевшее своей задачей отражение обществ. состояния, менялось в зависимости от
идеологических и эстетических потребностей и вкусов общества, подчиняясь требованиям господствовавших в нём эстетических направлений. Своими
особенностями отличалось А.и. периодов классицизма, сентиментализма, романтизма. Однако уже с кон. 1830-х гг. к А.и. всё активнее предъявляется
требование соответствия жизн. правде. А.и. начинает строиться на принципе жизнеподобия. Настойчивым и последовательным проводником этого
принципа в А.и. был М.С.Щепкин, его выступления в Казани в кон. 1830-х - нач. 1840-х гг. сыграли наиб. значит. роль в утверждении принципов
реализма на казан. сцене. В творчестве таких актёров, как Н.К.Милославский, П.М.Медведев, П.А.Стрепетова, М.И.Писарев, Е.Б.Пиунова-Шмидгоф,
В.И.Качалов, А.И.Каширин, Н.И.Собольщиков-Самарин, позднее Ф.В.Григорьев, Г.П.Ардаров, Е.Е.Жилина, Н.И.Якушенко, Е.В.Лисецкая, В.А.Чернецкий,
М.П.Неменко-Бабковская, В.И.Улик, Ю.С.Федотов, Е.А.Кузин и др., работавших в разные годы в казан. т-ре, принципы реализма получили дальнейшее
развитие. Представление о мастерстве актёра стало связываться с умением выразить своим исполнением обществ. мысль, передовую идею, воплотить на
сцене не только определ. тип характера, но и посредством реалистического воплощения характера передать стоящее за ним социальное явление.
Мерилом А.и. становится его обществ. значимость; актёр - выразитель передовых гуманистических идей своего времени, своего поколения. А.и.
максимально приближается к жизни, от него требуется создание иллюзии подлинности за счёт подлинности эмоционального проживания актёром драм.
ситуации на сцене. Вместе с тем реалистические принципы, определявшие развитие А.и., не исключали нек-рой романтической приподнятости в
изображении отд. характеров или жизн. ситуаций, что сообщало творчеству нек-рых актёров, таких, как, напр., Н.К.Милославский или Г.П.Ардаров,
особую выразительность. В татар. т-ре. А.и. развивается первонач. в творчестве нар. сказителей
(чичян)
и шамакаев, в т-ре шакирдов. В кон. 19 - нач. 20 вв. в среде татар. интеллигенции зарождаются домашние т-ры, где в кач-ве артистов выступали
студенты, уч-ся гимназий и медресе, прогрессивно настроенная молодёжь из купеческого сословия, в т.ч. и девушки. Один из таких спектаклей,
показанный широкой публике, считается началом татар. проф. т-ра (см.
Театр
), формировавшегося и развивавшегося, в отличие от импровизационного иск-ва шамакаев и шакирдов, по европ., и в частности рус., образцу. Как и в
рус. т-ре, формирование татар. актёрского иск-ва шло по пути реалистического воссоздания жизни, проникновения во внутр. мир изображаемого
персонажа. Такие актёры, как Г.Кариев, З.Султанов, Г.Болгарский, Б.Тарханов, в своём творчестве осн. внимание уделяли именно правдоподобию,
стремясь к перевоплощению и предельной жизн. достоверности, создавая образы большой социальной силы и убедительности. С.Гиззатуллина-Волжская,
М.Мутин, Ф.Ильская, напротив, осн. внимание уделяли выявлению внутр. мира героев, требуя от т-ра эмоциональной выразительности, возвышенности
чувств. Под воздействием их иск-ва в татар. т-ре сформировалась героико-романтическая школа А.и. Позднее в творчестве ряда актёров, таких, как,
напр., X.Абжалилов, оба эти направления сливались воедино. Татар. актёры несли в своём иск-ве прогрессивные идеи, сыграв тем самым огромную роль
в процессе роста самосознания и самоутверждения татар. нации, освобождения об-ва от предрассудков, сближения с культурами др. народов, прежде
всего европейских. Творчески осваивая достижения рус. сцены, в т. ч. и учение К.С.Станиславского, татар. актёры вносили нац. своеобразие в А.и.,
обращаясь к традиционным нар. средствам выразительности, формируя самобытное, яркое и глубокое совр. иск-во. Творчество таких актёров, как
К.Тинчурин, Ш.Шамильский, Х.Уразиков, К.Шамиль, Камал III, Г.Булатова, Ф.Халитов, Г.Шамуков, Ш.Биктимеров, Р.Зиганьшина, Ш.Асфандиярова,
В.Минкина, Р.Тазетдинов, Р.Шарафеев, А.Шакиров, Н.Дунаев, Н.Ихсанова, А.Гайнуллина, И.Хайруллин, сформировало татар. нац. театр. культуру с её
своеобразием и неповторимостью, обогатив мир. театр. иск-во.
Лит.:
Крути И. Русский театр в Казани. М., 1958; Илялова И. Театр имени Камала. К., 1986; Ингвар И., Илялова И. Русский театр в Казани. К., 1991;
Театральная энциклопедия. М., 1963. Т. 2.
Ю.Благов, И.И.Илялова.
наверх
|