НОВЫЙ САЙТ ИТЭР
Общие сведения
Новости
Ученый совет
Подразделения
Издания
Аспирантура
Контакты
Статьи энциклопедии
Фотогалерея
Конференции
К 70-летию Победы
>  Статьи энциклопедии


Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

АКТЁРСКОЕ ИСКУССТВО, вид творчества, заключающийся в создании актёром сцен, образов, воплощающихся в действии в драм., оп., балетном спектаклях. Особенности А.и. заключаются в том, что актёр творит образ, пользуясь голосом, мимикой, жестами и пр., и в том, что созданный актёром сцен. образ существует исключительно в момент творчества и исчезает с окончанием спектакля. Идеологической и смысловой основой А.и. является драма (в муз. спектакле либр. и муз. партитура), однако в нач. период своего развития А.и. существовало в форме импровизации, когда на основе сюжетной канвы (сценария) актёры произносили текст, возникавший по ходу действия. Таково было иск-во шамакаев в татар. нар. творчестве, иск-во шакирдов (уч-ся медресе) в их любительских спектаклях, иск-во скоморохов в рус. нар. творчестве.
А.и. возникло из игровых ритуальных действ, и первонач. актёрами (фр. acteur, от лат. actor - действующий, деятель) назывались все участники таких действ. Обучение профессии вначале происходило путём передачи опыта от одного к другому, но уже в 16 в. А.и. начинают обучать первонач. в монастырях, а затем в светских театр. школах. Согласно "Регламенту Духовной коллегии", изд. в 1721 повелением Петра I, в Казан. духовной семинарии педагог и драматург В.Я.Свентицкий в 1723-28 обучал семинаристов А.и. для представлений публике "комедийных акций". Однако на протяжении почти всего 19 в. актёры проф. трупп, игравших на сцене казан. гор. т-ра, были из числа любителей, не имевших спец. образования, и лишь в кон. 19 в. среди них появляются выпускники Петерб. и Моск. театр. школ. Частные театр. школы, драм. курсы, студии, где обучение А.и. происходило на проф. основе, открываются и в Казани. А.и., имевшее своей задачей отражение обществ. состояния, менялось в зависимости от идеологических и эстетических потребностей и вкусов общества, подчиняясь требованиям господствовавших в нём эстетических направлений. Своими особенностями отличалось А.и. периодов классицизма, сентиментализма, романтизма. Однако уже с кон. 1830-х гг. к А.и. всё активнее предъявляется требование соответствия жизн. правде. А.и. начинает строиться на принципе жизнеподобия. Настойчивым и последовательным проводником этого принципа в А.и. был М.С.Щепкин, его выступления в Казани в кон. 1830-х - нач. 1840-х гг. сыграли наиб. значит. роль в утверждении принципов реализма на казан. сцене. В творчестве таких актёров, как Н.К.Милославский, П.М.Медведев, П.А.Стрепетова, М.И.Писарев, Е.Б.Пиунова-Шмидгоф, В.И.Качалов, А.И.Каширин, Н.И.Собольщиков-Самарин, позднее Ф.В.Григорьев, Г.П.Ардаров, Е.Е.Жилина, Н.И.Якушенко, Е.В.Лисецкая, В.А.Чернецкий, М.П.Неменко-Бабковская, В.И.Улик, Ю.С.Федотов, Е.А.Кузин и др., работавших в разные годы в казан. т-ре, принципы реализма получили дальнейшее развитие. Представление о мастерстве актёра стало связываться с умением выразить своим исполнением обществ. мысль, передовую идею, воплотить на сцене не только определ. тип характера, но и посредством реалистического воплощения характера передать стоящее за ним социальное явление. Мерилом А.и. становится его обществ. значимость; актёр - выразитель передовых гуманистических идей своего времени, своего поколения. А.и. максимально приближается к жизни, от него требуется создание иллюзии подлинности за счёт подлинности эмоционального проживания актёром драм. ситуации на сцене. Вместе с тем реалистические принципы, определявшие развитие А.и., не исключали нек-рой романтической приподнятости в изображении отд. характеров или жизн. ситуаций, что сообщало творчеству нек-рых актёров, таких, как, напр., Н.К.Милославский или Г.П.Ардаров, особую выразительность. В татар. т-ре. А.и. развивается первонач. в творчестве нар. сказителей (чичян) и шамакаев, в т-ре шакирдов. В кон. 19 - нач. 20 вв. в среде татар. интеллигенции зарождаются домашние т-ры, где в кач-ве артистов выступали студенты, уч-ся гимназий и медресе, прогрессивно настроенная молодёжь из купеческого сословия, в т.ч. и девушки. Один из таких спектаклей, показанный широкой публике, считается началом татар. проф. т-ра (см. Театр ), формировавшегося и развивавшегося, в отличие от импровизационного иск-ва шамакаев и шакирдов, по европ., и в частности рус., образцу. Как и в рус. т-ре, формирование татар. актёрского иск-ва шло по пути реалистического воссоздания жизни, проникновения во внутр. мир изображаемого персонажа. Такие актёры, как Г.Кариев, З.Султанов, Г.Болгарский, Б.Тарханов, в своём творчестве осн. внимание уделяли именно правдоподобию, стремясь к перевоплощению и предельной жизн. достоверности, создавая образы большой социальной силы и убедительности. С.Гиззатуллина-Волжская, М.Мутин, Ф.Ильская, напротив, осн. внимание уделяли выявлению внутр. мира героев, требуя от т-ра эмоциональной выразительности, возвышенности чувств. Под воздействием их иск-ва в татар. т-ре сформировалась героико-романтическая школа А.и. Позднее в творчестве ряда актёров, таких, как, напр., X.Абжалилов, оба эти направления сливались воедино. Татар. актёры несли в своём иск-ве прогрессивные идеи, сыграв тем самым огромную роль в процессе роста самосознания и самоутверждения татар. нации, освобождения об-ва от предрассудков, сближения с культурами др. народов, прежде всего европейских. Творчески осваивая достижения рус. сцены, в т. ч. и учение К.С.Станиславского, татар. актёры вносили нац. своеобразие в А.и., обращаясь к традиционным нар. средствам выразительности, формируя самобытное, яркое и глубокое совр. иск-во. Творчество таких актёров, как К.Тинчурин, Ш.Шамильский, Х.Уразиков, К.Шамиль, Камал III, Г.Булатова, Ф.Халитов, Г.Шамуков, Ш.Биктимеров, Р.Зиганьшина, Ш.Асфандиярова, В.Минкина, Р.Тазетдинов, Р.Шарафеев, А.Шакиров, Н.Дунаев, Н.Ихсанова, А.Гайнуллина, И.Хайруллин, сформировало татар. нац. театр. культуру с её своеобразием и неповторимостью, обогатив мир. театр. иск-во.
Лит.: Крути И. Русский театр в Казани. М., 1958; Илялова И. Театр имени Камала. К., 1986; Ингвар И., Илялова И. Русский театр в Казани. К., 1991; Театральная энциклопедия. М., 1963. Т. 2.

Ю.Благов, И.И.Илялова.

наверх


При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru