|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
АМИРХАН
Фатих Мухаммадзарифович (1.1.1886, Казань - 9.3.1926, там же), писатель, лит. критик. Сын
М.Амирханова.
Образование получил в медресе "Мухаммадия" (1905), самостоятельно изучил рус. язык и лит-ру. Под влиянием Рев-ции 1905-07 принимал активное
участие в движении шакирдов
"аль-Ислах".
Жизн. и творческий путь А. был сложным. После того как в августе 1907 его разбил паралич, писатель до конца своих дней был прикован к инвалидной
коляске. В 1907 фактический редактор ж. "Тарбияи-атфаль", в 1907-09 - газ. "аль-Ислах". С 1912 активно сотрудничал в газ. "Кояш" и ж. "Анг".
Бурные ист. события и катаклизмы нач. 20 в. определили синкретичность мировоззрения писателя, сосуществование в нём просветительских,
рев.-демокр., соц. взглядов, преломлённых через призму филос. систем Востока и Запада. Изв. как один из основоположников критического реализма в
татар. лит-ре 20 в. Худож. искания писателя не ограничивались рамками реализма. Он писал и романтические произведения, выступал как талантливый
эспериментатор в области модернистских течений - импрессионизма, экспрессионизма, акмеизма и др. А. пришёл в лит-ру с романтическим рассказом
"Гарәфә көн төшемдә" ("Сон накануне праздника", 1907). Как писатель-просветитель, подвергал критике феод. косность
татар. об-ва, ратовал за идеалы нац. возрождения. В пов. "Фәтхулла хәзрәт" ("Фатхулла хазрет", 1909), вошедшей в классику татар.
сатирической лит-ры нач. 20 в., высмеиваются приверженцы ср.-век. устоев жизни. Основой пьесы "Яшьләр" ("Молодёжь"), написанной в том же
году, стали идеалы и устремления татар. разночинной молодёжи, к-рые выражались в стремлении разрушить всё старое, связанное с бытом и нравами
кадимистов
(см. кадимизм),
в страстной защите свободы личности, права татар. молодёжи на европ. образование, европ. образ жизни. В рассказе "Татар кызы" ("Татарка", 1909) с
использованием худож. приёмов экзистенциализма и экспрессионизма раскрывается проблема освобождения женщины-татарки от гнёта
феод.-патриархальных традиций, превращения её в игрушку для будущего мужа, а затем и в "живой труп". Фрагментарность фабулы, схематичность
композиции произведения, указание на пограничные состояния героини между Жизнью и Смертью оригинально синтезированы в рассказе различными
приёмами модернистской лит-ры. В романтической пов. "Хәят" ("Хаят", 1911) показана духовная драма татар. девушки, с детства приобщённой к
рус. культуре. Осн. внимание автора направлено на раскрытие внутр. мира героини, вынужденной жить по канонам патриархальной морали. Традиционный
для татар. лит-ры кон. 19 - нач. 20 вв. конфликт отцов и детей воплощён автором в духе романтизма. В повести доминируют эстетика прекрасного,
глубокий лиризм, культ природы и любви; удачно использованы разнообразные формы психол. анализа: портреты, внутр. монологи, описание чувств,
пейзаж.
В цикле романтических рассказов, созданных на основе нар. преданий, нашли отражение особенности нац. мировосприятия: "Ай өстендә
Зөһрә кыз" ("Девушка Зухра на Луне", 1913), "Сөембикә" ("Сююмбике", 1913), "Картада оттырылган
Зөлхәбирә" ("Зульхабира, проигранная в карты", 1913), "Бер хәрабәдә" ("На развалинах", 1913). Качественно новое
худож. осмысление жизни татар. учащейся молодёжи, интеллигенции прослеживается в незавершённом романе "Урталыкта" ("В середине", 1911-12), в
к-ром нет сквозного сюжета, соотв. нет и динамично развивающегося конфликта. Гл. герой романа Хасан Арсланов не разделяет радикализм части татар.
молодёжи, не приемлет и идеологию кадимистов. Богатый внутр. мир героя наполнен раздумьями о судьбах нац. культуры. В психол. драме
"Тигезсезләр" ("Неравные", 1914) А., творчески используя импрессионистический стиль чеховской драматургии, в ярких худож. образах
размышляет о неравенстве людей в мире, незащищённости любви, хрупкости человеческого счастья. Пьеса правдоподобно фиксирует жизнь, полифонично
отражает внутр. мир героев, тяготеет к эпичности. Повествовательное начало её усиливается обилием авторских ремарок, вплетением в текст суждений
о переустройстве экон. основ татар. об-ва, европеизации системы образования, эмансипации женщины, а также диалогами о любви, лит-ре, языке,
музыке, живописи, рус. культуре. Врассказах "Габдельбасыйр гыйшкы" ("Любовь Габдельбасыйра", 1914), "Самигулла абзый" (1916) и др.
прослеживаются элементы использования худож. приёмов акмеизма. А. - один из основоположников татар. реалистической лит. критики. Большинство его
статей посв. анализу мировоззренческих и худож. особенностей творчества Г.Тукая ("Габдулла Тукаев шигырьләре" - "Стихи Габдуллы Тукаева",
1908; "Азмы какканны вә сукканны..." - "Чего только не испытывал...", 1913) и Г.Исхаки ("Гаяз", 1907; "Алдым-бирдем" - "Брачный договор",
1907; "Зиндан" - "Тюрьма", 1908; "Зөләйха" - "Зулейха", 1917), отд. произведениям З.Хади, Ф.Карими, Я.Вали, М.Гафури, С.Рамеева,
Г.Кулахметова. Писатель приветствовал Февр. рев-цию 1917 публицист. ст. "Богаулар өзелделәр" ("Порвались цепи"). После Окт. рев-ции
писатель сотрудничал в газетах и журналах "Кызыл Армия", "Эш", "Татарстан", "Татарстан хабарляре", "Шарык кызы", "Безнен юл". Под псевдонимом
"Марксист" печатал публицист. статьи, принимал активное участие в обществ.-полит. и культ.-просвет. жизни республики.
Однако уже в 1924 им был написан сатирический рассказ "Шафигулла агай" (1924, опубл. 1991), в к-ром автор показывает, как в атмосфере
большевистской идеологии рабочий люд превращается в бездумных роботов и отказывается от многовековых нац. традиций и общечеловеческих ценностей.
Религ.-филос. вопросы жизни и смерти отражаются в романтическом рассказе "Тәгъзия" ("Соболезнование", 1922).
Памяти А., прозванного в народе "вершителем судеб татар", посвящено большое количество поэтических и публицист. произведений.
Соч.: Избранное: Рассказы и повести. М., 1975; Сайланма әсәрләр: 2 томда. К., 1957-58; Әсәрләр: 4 томда. К.,
1984-86.
Лит.:
Краткая литературная энциклопедия. М., 1962. Т. 1; Сайганов А. У истоков эстетики реализма: Эстетика Фатиха Амирхана и её место в развитии
татарской реалистической литературы. К., 1982; Магдеев М. Фатих Амирхан: Краткий очерк о жизни и творчестве писателя. К., 1986;
Идейно-эстетическое наследие Фатиха Амирхана: Межвуз. сб. науч. тр. К., 1989; Нуруллин И.З. Прометей из Ново-Татарской слободы. К., 1991; его же.
Фатих Әмирхан. К., 1988; Хисматуллин Х. Фатих Әмирхан: Тормышы һәм иҗаты турында кыскача популяр очерк. К., 1961;
Сайганов А.Д. Фатих Әмирхан әсәрләренең библиографиясе һәм язучы турында фәнни әдәбият.
(1906-1972). К., 1972; Гайнуллин М. Татар әдипләре. К., 1978.
Р.К.Ганиева.
наверх
|