БАШКИРЫ
(самоназв. - башкорт), тюрк. народ, коренное нас. Башкортостана. Общая числ. 1449,2 тыс. чел. (1989), в т.ч. в Респ. Башкортостан 863,8 тыс.
Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Курганской, Самарской обл. и РТ. Кроме того, живут в Казахстане
(41,8 тыс.чел.), Узбекистане (34,8), Киргизии (4,0), Таджикистане (6,8), Туркмении (4,7), на Украине (7,4). Говорят на
башкирском языке.
Широко распространены татар. и рус. языки. Верующие Б. - мусульмане-сунниты
(см. Суннизм).
Первые письм. упоминания о Б. относятся к 9-10 вв. (Ибн Фадлан и др.). По проблеме этногенеза Б. долгое время существовали 2 гипотезы:
угро-мадьярская (В.Н.Татищев, Д.Шлёцер, Д.Месарош, С.А.Токарев и др.) и тюрк. (В.М.Флоринский, В.В.Вельяминов-Зернов, В.Н.Витевский, П.С.Назаров,
Д.Н.Соколов, С.И.Руденко). В 20 в. на основе иссл. С.И.Руденко, Н.К.Дмитриева, Р.Г.Кузеева, Дж.Г.Киекбаева и др. появилась гипотеза, согласно
к-рой в происхождении Б., формировании их этнокульт. облика наряду с коренными обитателями Башкирии - финно-угорскими племенами и иранояз.
сарматами решающую роль сыграли тюрки-баджанаки, булгары, кипчаки, в 13-15 вв. - тюрко-монг. народы Золотой Орды. С 10 в. Б. находились под
властью Волжской Булгарии, с сер. 13 в. - Золотой Орды. После распада Золотой Орды во 2-й пол. 15 в. Б. разделились: одна часть оказалась в с
оставе Ногайской Орды, другая - Казанского ханства, третья - Сибирского ханства. Во 2-й пол. 16 в., после присоединения татар. ханств к Русскому
гос-ву, б. ч. башк. племён была вынуждена признать вассальную зависимость от рус. царя и перешла в рос. подданство. Б. оговорили право владеть
на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.
И.К.Кириллов
сообщает, что назв. "башкирец" было принято во 2-й пол. 16 в. этносом, ещё в 17 в. именовавшимся соседними народами "иштяки". Числ. Б. в момент
вхождения в состав России была незначительной. По уровню своего развития они существенно отставали от более цивилизованных народов, пришедших в
Приуралье после завоевания Казанского ханства, но благодаря им Б. приобщались к иной культуре. Их числ. увеличивалась вследствие того, что
татары, чуваши, марийцы и др. народы в целях самосохранения и получения определ. материальных льгот
(см. Башкиры-вотчинники)
стремились раствориться в их среде и записывались "башкирами". Это поощрялось царской администрацией: "Полезнея интересу Ею императорского
величества, когда отписывая воровския земли, роздавать в роздачи русским и служилым татарам-мещерякам, которыя служили и служат верно, и тем
перемещать казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев в своеводстве, от многожёнства время от времени умножающихся". Политика колонизации
земель, христианизации и русификации, проводившаяся царской администрацией, вызывала ожесточённое сопротивление со стороны народов Башкирии.
Долгое время Б., совм. с татарами, казахами и др. народами, боролись против социального, нац. и религ. гнёта
(см.Башкиро-татарские восстания, Батырши восстание 1755-56).
Большую роль в становлении и развитии Б. сыграли тесные этнокульт. связи с татар. и рус. народами. После Февр. рев-ции Б. активно включились в
обществ.-полит. борьбу. В 1918 татарами и Б. была предпринята попытка создания татаро-башк. гос-ва -
Урало-Волжского Штата, затем Татаро-Башкирской Советской Социалистической Республики.
В марте 1919 на терр. т. н. "Малой Башкирии" была образована Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БАССР) с центром в
г.Стерлитамак. В силу определ. негативной политики Центра, направленной на ослабление позиций ТАССР, в 1922 БАССР были переданы Белебеевский,
Бирский, Уфимский у. Уфимской губ. С июня 1922 столица республики - г.Уфа. Образование БАССР стало важнейшим фактором в дальнейшей этнич.
консолидации Б., развитии их культуры. В окт. 1990 ВС БАССР принял Декларацию о гос. суверенитете Башкирской Советской Социалистической
Республики (с февраля 1992
Республика Башкортостан).
Основой традиционного х-ва Б. было скот-во. Разводили лошадей, овец, кр. рог. скот, в юж. и вост. р-нах - верблюдов. С 17 в. полукочевое скот-во
постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия. В сев.-зап. р-нах уже с 18 в. земледелие становится осн. занятием нас., однако
повсеместный переход к комплексному земледельческому х-ву был завершён лишь к нач. 20 в. К этому времени переложная и подсечная системы уступают
место залежно-паровой и трёхпольной, увеличиваются посевы яровой пшеницы, овса, озимой ржи, крупяных (гречиха, просо) и техн. (лён, конопля)
культур; появляется огородничество. Охота (в степных р-нах - облавная) и рыбная ловля продолжают играть вспомогательную роль; на базе
бортничества развивается пчел-во. Наиб. распространённые ремёсла и промыслы - обработка животного сырья, дерева, ручное ткачество,
кузнечно-ювелирное дело; на р. Илек занимались добычей соли. В 17 - 1-й пол. 18 вв. начинается пром. эксплуатация рудных м-ний края, а к кон. 18
в. Урал уже становится осн. центром рос. металлургии. Постепенно включается в сферу пром. произ-ва и коренное башк. нас. - участвует в
изыскательских работах, разрабатывает рудные залежи, занимается подсобной и сезонной работой по заготовке сырья, топлива и др.
Ведя кочевую жизнь, Б. устраивали сезонные поселения: зимние (єышлау), весенние (яґгы йорт), летние (йәйләү), осенние
(көґгө йорт). В процессе перехода к оседлости у них образовывались пост. поселения: как правило, на местах зимников, вблизи рек и озёр.
До 18-19 вв. планировка аулов была кучевой; родственные семьи нередко селились за общей оградой, позднее - при уличной планировке - родственные
группы образовывали отд. "концы" или улицы и кварталы. Центры волостей, места ярмарок насчитывали до 200-300 дворов и более. Помимо мелких
деревень в 3-4 десятка дворов, встречались небольшие выселки в 10-20 дворов. Войлочная юрта (тирмә) тюрк. (с полусферическим верхом) или
монг. (с коническим верхом) типа - традиционное жилище Б. - на Ю. и В. бытовала вплоть до 20 в. В лесной и степной зонах Б. значительно раньше
приобщились к строит. культуре соседних народов Урало-Поволжья: ставили привычные для степей глинобитные, пластовые, саманные дома; в лесной и
лесостепной полосе возводили срубные избы с сенями, дома со связью (изба-сени-изба) и пятистенки, изредка - крестовые и двухэтажные дома;
дощатые балаганы, плетнёвые избы, шалаши служили им временными жилищами на пастбищах или летними кухнями. Часть усадьбы отводилась под хоз.
постройки (гумно, амбар, загон для скота, конюшня, пасека). Жилища делились на гостевую и хоз.-будничную половины, интерьер оформлялся в
общетюрк. традициях - многофункциональные нары (сәке), обилие предметов мягкого убранства (вышивки, паласы, кошмы) и др.
Традиционная муж. нательная одежда состояла из рубахи и штанов "с широким шагом". Верх. одеждой служили камзолы, лёгкие прямоспинные расклешённые
халаты, суконные чекмени, овчинные шубы и тулупы. Головные уборы - тюбетейки, войлочные шляпы, малахаи, круглые меховые шапки. Обувь - сапоги,
кожаные башмаки, ичиги, бахилы, в Приуралье - ещё и лапти.
Жен. одежда отличалась богатством декор. отделки. Длинные отрезные по талии платья с оборками (күлдәк), фартуки украшались тканым
узором, вышивкой; бархатные камзолы, распашные кафтаны (елән), чекмени из цветного сукна - позументом и серебр. монетами. Молодые женщины
носили нагрудники, сплошь покрытые кораллами, монетами, ювелирными бляхами (на С. и С.-В. - "муйынїа", на Ю.-В. - "сөлтөр", в басс. р.
Дёма - "һакал", к-рый надевали в комплекте с наспинным украшением "иңһәлек"). "Такыя" - шлемовидная шапочка, расшитая
монетами и кораллами, и колпачки, орнаментированные бисером и жемчугом, являлись девичьими головными уборами. На Ю. замужние женщины надевали на
голову "єашмау" - чепец из коралловой сетки с серебр. подвесками и монетами, с длинной наспинной лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури,
в Зауралье - "єушъяулыє" - большое покрывало, украшенное вышивкой, пронизками из бисера, кораллов, мелких монет. Женщины носили также шапки из
ценных мехов. Оригинальная обувь под назв. "єата" или "сарыє" - кожаные сапожки с белыми суконными голенищами, декорированными яркой вышивкой,
аппликацией из красного сукна, кумача - бытовала у зауральских башкирок. Жен. костюм дополняли разнообразные украшения из серебра, кораллов,
бисера, монет, бирюзы, сердолика, цветного стекла - серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки. Традиционная пища - мясо-мол. и крупяно-мучная.
Пищ. рацион разнообразили продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда: конина или баранина с бульоном (бишбармає,
єуллама), лапша (һалма) на мясном или мол. бульоне, крупяные супы (өйрә), каши, вяленая домашняя колбаса из конины, сыр (єорот),
различные виды творога, пресные лепёшки и с 18 в. - кислый хлеб. Картофельные, овощные блюда распространялись по мере развития огородничества.
Популярные напитки: кумыс (из кобыльего молока), айран (разбавленное кислое молоко), бал (из мёда и сахара), буза (из проросших зёрен ячменя).
Самым значит. нар. праздником у Б. был йыйын
(см. Джиен),
общий для неск. деревень, а в далёком прошлом - для всего племени, рода. До 18 в. каждая из четырёх областей (даруг) Башкирии в сер. лета
проводила свой джиен, на к-ром решались различные обществ. вопросы, совершались торг. сделки на ярмарке, брачные сговоры, устраивались
пиршества, состязания. По наиб. важным вопросам созывался общенар. джиен. Ему предшествовали менее масштабные празднества - Һабантуй
(см. Сабантуй),
Бәйге, Майзан, к-рые проводились либо в канун сева, либо после завершения весенних работ. Женщины и дети отмечали прилёт грачей праздником
Каргатуй. Для всех этих праздников характерны общая трапеза, спорт. состязания, массовые игры. Иногда они сопровождались коллективными молениями
на местных кладбищах. Определ. роль в обществ. быту играли мусульм. праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Башк. нар. обряды, как календарные,
так и семейные (свадебные, родинные, похоронно-поминальные), представляют сложное переплетение традиционных и мусульм. верований.
Лит.:
Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история
расселения. М., 1974; его же. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992; Мажитов Н.А. Южный Урал в
VII-XIV вв. М., 1977; Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Народы России. М., 1994; Тагиров И.Р. Очерки истории
Татарстана и татарского народа (XX век). К., 1999; Башкортостан: Краткая энцикл. Уфа, 1996.
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку
"Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ",
а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт:
www.ite.antat.ru