БУЛГАРСКОЕ ИСКУССТВО,
декоративное. Ист. Б.и. подразделяется на периоды: раннебулгарский (8-10 вв.), домонгольский (10 - 1-я пол. 13 вв.) и золотоордынский (2-я пол.
13 - нач. 15 вв.). В его генезисе определ. роль сыграло культ.-ист. наследие древних центральноазиат. племён, раннеср.-век.
гуннов,
сарматов, нас. Зап.-Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарии. Б.и. сложилось в процессе взаимодействия степной кочевой и оседлой
земледельческой цивилизаций под определяющим влиянием
Салтово-маяцкой культуры.
На формирование худож. традиций Б.и. значит. воздейств. оказала эллинистическая культура приазово-причерноморских городов, а также иск-во
Закавказья и Ирана. Иск-во ранних булгар представлено предметами погребального ритуала (конское снаряжение, оружие, детали воинского костюма,
посуда, украшения и др.) из Большетарханского, Танкеевского и др. могильников. В нём отразились черты др.-тюрк. мифологии и мировоззрений,
связанных с языческими верованиями. Изделия декорированы зооморфным, растительным, геом. орнаментом, астральными мотивами, отд. из к-рых восходят
к др. культурам Юж. Сибири и Центр. Азии. Для Б.и. характерен своеобразный "звериный стиль" (без агрессивности) с чертами обобщённого реализма
(декоративно стилизованные изображения животных). Популярными были изображения птиц - гусей, уток, петухов и др., а также фантастических
двуглавых птиц с распростёртыми крыльями.
Содержание и характер домонг. Б.и. формировались в системе мусульм. культуры. Высокого развития достигли худож. обработка металла, ювелирное
дело, керамика, резьба по кости. Широкое стр-во в Волжской Булгарии феод. замков, гор. светских, культовых и крепостных сооружений способствовало
развитию монумент. архитектуры, обогащению её декора, мотивы к-рого в виде скульпт. рельефов с изображениями крылатых барсов, грифонов, львов и
чудовищ проникли и в церковное зодчество Владимиро-Суздальской Руси. Сохранились замечательные образцы ювелирного иск-ва из тончайшей скани
(см. Филигрань)
и
зерни (см. Височные подвески)
в сочетании с "полихромным стилем" (
инкрустация
драгоценными камнями и самоцветами). Применялись
чернение
по серебру,
чеканка, гравировка, глиптика,
тиснение в технике
басмы
и худож. литьё (см., например,
Бутаевский клад
). Изделия из металла (замочки, парадные топорики, накладные и подвесные бляхи и др.) украшены орнаментом и мелкой пластикой в форме зооморфных
скульптурок. Уникальными образцами изображения человеческих фигурок являются т.н.
Маклашевские всадники.
Высокий уровень технологии произ-ва был достигнут в иск-ве керамики - сосуды с лепными сливными носиками и ручками в виде голов коня, барана с
закрученными рогами, собаки, лося, медведя, уточки и др., разнообразной формы кувшины, хумы, блюда, светильники, игрушки идр.
Во 2-й пол. 13 - нач. 15 вв. Б.и. развивалось как один из региональных вариантов культуры Золотой Орды. В нём появились новые типы и формы
изделий, мотивы и композиции декора (лотосные, плетёнки, т. н. "узлы счастья", пальметты, гирихи, арабески, эпиграфический орнамент и др.),
характерные для мусульм. иск-ва стран Бл. и Ср. Востока, особенно сельджукской Малой Азии, мамлюкского Египта, отличающиеся пышностью,
орнаментальной насыщенностью. Возрос уд. в. изделий из золота и серебра с использованием драгоценных и полудрагоценных камней, среди к-рых
произведения торевтики (сосуды, кубки, блюда), оружие, убранство коня, ювелирные украшения в характерной для золотоордынского иск-ва технике
тончайшей ажурной и накладной филиграни
(см. Джукетауский клад, Мономаха шапка, Ювелирное искусство).
Высокого развития достигло иск-во архит. резьбы по камню, гипсу, гипсового литья, во внутр. убранстве монумент. зданий применялись майоликовые и
мозаичные облицовки, фресковая роспись. Особенности стиля Б.и. золотоордынского периода ярко выявляются в плоскорельефной резьбе кам. надгробий,
их орнаментации, каллиграфических надписях
(см. Эпиграфические памятники).
Произведения Б.и. вывозились в Киевскую и Владимиро-Суздальскую Русь, страны Бл. и Ср. Востока, Прибалтику, Зап. Европу, получили
распространение в Юж. Приуралье и Сибири. Б.и. оказало влияние на иск-во слав. и финно-угор. народов. Его традиции получили дальнейшее развитие в
ювелирном иск-ве, резьбе по камню,
мотивах орнаментального декора нар. жилища, изделий из кожи поволжско-приуральских татар. См.также
Волжская Булгария.
Лит.:
Смирнов А.П. Волжские булгары. М., 1951; Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967; Валеев Ф.Х. Орнамент казанских
татар. К., 1969; его же. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975; Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X -
начало XII вв.). К., 1983; Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984; Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее
искусство Татарии. К., 1987.
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку
"Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ",
а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт:
www.ite.antat.ru