|
>
Статьи энциклопедии
>
К 70-летию Победы
Статьи энциклопедииИз Татарской энциклопедии (2-й том):
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ДЖАЛИ`ЛЬ (Җәлил) (Залилов) Муса Мустафович (2.2.1906, д.Мустафино Оренбургской губ. - 25.8.1944), поэт, Герой Сов. Союза (1956, посм.). В 1914-19 учился в медресе "Хусаиния", в 1919-24 в Татар. ин-те нар. образования (г.Оренбург). Работал инструктором уездных к-тов ВЛКСМ в гг.Орск и Оренбург (1925-27). В 1927-38 жил в Москве. С 1928 редактор дет. ж. "Кечкене иптэшляр", с 1929 - "Октябрь баласы", одновр. учился в Моск. ун-те (1927-31). С 1933 зав. отделом лит-ры и иск-ва газ. "Коммунист", с 1935 зав. лит. частью Татар. оп. студии в Москве. В 1939-41 ответ. секр. правления Союза писателей ТАССР. Начал печататься в 1919 в воен. газ. "Кызыл юлдуз" ("Красная звезда"). Первый поэтический сб. "Барабыз" ("Мы идём") вышел в 1925 в Казани. Для творчества Д. 1920-х гг. характерны воспевание героики рев-ции и Гражд. войны (поэма "Үткән юллар" - "Пройденные пути", 1924-29), романтические образы рядовых строителей социализма (сб-ки "Орденлы миллионнар" - "Орденоносные миллионы", 1934; "Хат ташучы" - "Письмоносец", 1938, опубл. в 1940). В 1930-е гг. он отказывается от романтической условности и вост. метафоричности, находит новые реалистические краски; в его творчестве усиливаются психологизм и эмоциональный накал. Начав с подражаний Г.Тукаю и использования ритмики вост. аруза, Д. приходит к тоническим размерам, характерным для поэзии Х.Такташа, и нар. силлабическому стиху. Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в т.ч. оп. "Алтынчеч", Гос. пр. СССР, 1948). Д. прошёл путь от открыто публицист., лозунговой поэзии ("Бәхет" - "Счастье", "Ил халкына" - "Народу страны") к образной, эмоционально насыщенной поэтической речи ("Чишмә" - "Родник", "Сагыну" - "Томление"). Среди произведений Д. есть и незатейливые дет. стихи, и злободневные поэтические репортажи, и фельетоны в стихах. Наряду с А.Кутуем, К.Наджми, Х.Такташем, Х.Туфаном и др. молодыми поэтами, Д. участвовал в новаторских исканиях 1920-30-х гг. В годы Вел. Отеч. войны Д. - корр. газ. "Отвага" 2-й ударной армии. В июле 1942 тяжело раненным попал в плен, прошёл через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в нем. плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татар. военнопленных, созд. Г.Курмашем, был её идейным вдохновителем. Позаданию этой группы работал в орг-ции "Tatarische Mittelstelle" ("Татарское посредничество", Берлин), созд. немцами для проведения пропагандистской работы среди военнопленных татар с целью вовлечения их в т.н. "Волго-татарский легион" и использования в войне против СССР; вёл культ.-просвет. работу среди насильственно зачисленных в легион военнопленных и подрывную работу против гитлеровцев (см. Джалиля группа). Вместе с десятью товарищами по подполью казнён в фашистской тюрьме Плетцензее. Творчество воен. лет стало образцом воен.-патриотической лирики ("Письмо из окопа", 1944). Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит (Берлин), где провёл более года, будучи приговорённым к смертной казни. Стихи Д. передавались из рук в руки наравне с антифашистскими листовками подпольной орг-ции. Сложными путями, через Францию и Бельгию, в 1946-47 до нас дошли две тетради, в к-рых содержатся 93 стихотворения, созд. в 1942-44 в плену. В цикле "Моабит дәфтәре" ("Моабитская тетрадь", 1953) наиб. полно раскрылись героические и романтические мотивы его довоен. лирики. Эти тетради - потрясающий по силе воздействия док-т, свидетельствующий о стойкости и мужестве сов. народа, о громадной цене великой Победы. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, к-рую отличают внутр. культура, уверенное владение стихом, глубокая нац. основа. В "Моабитской тетради" поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели. Нерв цикла - извечное столкновение сил добра и зла, человечного и бесчеловечного, жизни и смерти. В стих. "Серле йомгак" ("Волшебный клубок"), "Вәхшәт" ("Варварство"), "Алман илендә" ("В стране Алмания") поэт проводит мысль о том, что фашизм органически враждебен всему живому; фашизм и смерть для поэта - синонимы. Его последние стихи - гимн стойкости защитников Родины. Поэтическое наследие Д. стало неотъемлемой частью многонац. сов. лит-ры. Он обновил и обогатил гражд. звучание татар. поэзии ярким мотивом героики. Д. внёс кр. вклад в развитие татар. поэзии сов. периода и как поэт-лирик, и как поэт-песенник (неск. десятков его проникновенных лирических стихотворений положены на музыку и стали популярными песнями), и как автор кр. лироэпических поэм. Цикл "Моабитская тетрадь" переиздавался десятки раз на татар. и рус. языках, переведён на мн. другие языки. В 1968 была учреждена Пр. комсомола Татарии им. М.Джалиля (с 1997 Респ. пр. им. М.Джалиля), в 1966 установлен памятник (скульптор В.Е.Цигаль, арх. Л.Г.Голубовский), в 1970 открыт мемор. музей в г.Мензелинск, в 1983 - музей-квартира в Казани. Соч.: Соч.: Избранные произведения. Л., 1979; Әсәрләр: 4 томда. К., 1975-76. Лит.: Лит.: Мустафин Р. По следам оборванной песни. М., 1974; его же. Муса Джалиль. Жизнь и творчество. Довоенный период. К., 1986; Юзеев Н. Муса Җәлил поэмалары. К., 1960; Кашшаф Г. Муса Җәлил. К., 1961; Муса турында истәлекләр. К., 1964. Р.А.Мустафин. Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.2 (Г-Й). Казань, 2005. К списку статей, посвященных Великой Отечественой войне К списку статей о Героях Советского Союза
|
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку
"Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ",
а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт:
www.ite.antat.ru
| |