|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
ИСЛАМ
(араб., букв.- предание себя Богу, покорность), одна из мир. религий. Сформировалась в Аравии в 7 в. Гл. принципы И. отражены в
Коране
и
Сунне.
Содержание И. раскрывается в 5 столпах вероучения: 1) шахада- исповедание веры, единобожия
(таухид)
и признание пророческой миссии
Мухаммада;
2) молитва
(намаз);
3) пост
(ураза);
4) налог
(закят);
5) паломничество
(хадж).
Преим. внимание в И. уделялось обрядовым сторонам религ. жизни, что в дальнейшем предопределило преобладающее развитие права по сравнению с догматикой. Осн. направления -
суннизм
и
шиизм.
Общая числ. мусульман в мире- ок. 1 млрд. 200 млн. чел. (ок. 90%- сунниты). Распространение И. в Поволжье произошло мирным путём. Можно выделить 2 гл. фактора процесса исламизации региона: многолетние торг.-экон. и культ. взаимоотношения с Ираном, Кавказом и Ср. Азией, к-рые в 7-8 вв. стали составной частью формировавшейся исламской цивилизации, и деятельность мусульм. проповедников (первый фактор был определяющим). Распространение религии шло в рамках сложившихся за долгие годы традиционных форм взаимоотношений между
Волжской Булгарией
и мусульм. странами. Для булгар доисламский период характеризовался культом огня, солнца, воды, предков и т. д. Языческий пантеон богов венчался богом неба
Тенгре,
понятие о к-ром у татар впоследствии сохранилось в форме обращения к Аллаху. В процессе распространения И. в обрядовую часть вошло немало местных доисламских обычаев, не противоречащих осн. принципам И.
(гореф-гадат).
Сохранившиеся до сих пор "святые места" (аулия кабере, аулия ташы, изге таш, изге зират и др.) также свидетельствуют о наличии элементов заимствования в мусульм. обычаях и обрядах. И. проник в Поволжье через Ср. Азию, что обусловило принятие учений и традиций богословских школ этого региона, в т.ч. ханафитского
мазхаба
(см.
Ханафиты).
В 922 И. стал офиц. религией Булгарского гос-ва (см.
Посольство багдадского халифа аль-Муктадира
921-23). Применение норм ханафитского мазхаба с его относительной терпимостью к инакомыслию и широким использованием доисламских обычаев и обрядов в тот период было скорее символом принадлежности к мусульм. цивилизации, чем повседневной юрид. практикой. В
Золотой Орде
политизированность и формально-структурная незавершённость религ.-правовой сферы в И. в какой-то степени напоминали ситуацию, существовавшую в булгар. период. Канонизация осн. положений вед. богословско-правовых школ (мазхабов), к-рая в исламском мире завершилась в 11 в., в этом гос-ве, скорее всего, не произошла. Лишь при хане
Узбеке
(1312-41), вступившем на престол язычником, была осуществлена полная исламизация, однако влияние старых верований сохранилось, причём не только среди простого населения, но и среди высш. аристократии, в т.ч.
джучидов.
Укрепление позиций И. и
духовенства мусульманского
завершилось образованием татар. ханств:
Астраханского, Казанского, Крымского
и др. В Ср. Поволжье только с образованием Казанского ханства были полностью признаны правовые приоритеты одного из мазхабов- ханафитского. В нём сформировалась сложная иерархия мусульм. духовенства, занимавшего почёт. место в гос-ве. Глава духовенства, к-рого избирали только из
сейидов,
считался первым лицом в гос-ве после хана, он мог осуществлять руководство страной в моменты междуцарствия. Ожесточённое сопротивление местного населения во время завоевания Казанского ханства имело ярко выраженный религ. подтекст. В 1555 в Казани была учреждена кафедра архиепископа для обращения жителей края, в первую очередь татар, в христ-во. Царь Фёдор Иоаннович (1557-98) издал указ, в соответствии с к-рым полагалось "все мечети пометать и вконец их извести". Господство христ. Руси и внедрение новых ин-тов управления воспринимались татар. населением как прямая угроза традиционному образу жизни, нац. культуре. В этот период заметно усилилась роль другой формы обществ.-терр. объединения -
джиена.
В 16-18 вв. среди татар значит. укрепило свои позиции мистико-аскетическое течение
суфизм,
почти одновр. с И. проникшее в Ср. Поволжье с братствами
Накшбандийя
и
Ясавийя.
Суфизм играл роль фактора сплочения мусульм. общин в условиях внеш. опасности и внутр. нестабильности. В татар. лит-ре возрождались традиции А.Ясави, к-рый призывал противостоять злу окруж. мира внутр. ресурсами личности, её духовным богатством. Возможно, суфизм создавал также идеологическую базу крест. выступлений, обеспечивая их структурой, в рамках к-рой поддерживалась жёсткая дисциплина беспрекословного подчинения ученика-мюрида наставнику-ишану. Т.о., суфизм частично заполнил идеологический, соц.-полит. вакуум, к-рый образовался в татар. об-ве в 16-18 вв., сохраняя своё влияние в духовной жизни татар вплоть до нач. 20 в. Крест. войны 1670-71 под рук. С.Т.Разина, 1773-75 под рук. Е.И.Пугачёва, в к-рых татары принимали активное участие, вынудили царское пр-во внести определ. коррективы в нац. политику. Указ Екатерины II от 1773 ввёл "начала" веротерпимости по отношению к другим вероисповеданиям, существовавшим в Российской империи, в т.ч. к И., на основе "принципа полной терпимости, насколько такая терпимость может согласовываться с интересами государственного порядка". В 1788 по указу Екатерины II было созд. Уфимское Духовное Магометанского закона Собрание (см.
Центральное Духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ).
Предполагалось, что оно будет контролировать деятельность татар. духовенства в интересах царизма. Возможно, в условиях традиционного мусульм. об-ва этот союз гос-ва с духовенством стал бы эффективной формой воздействия на массовое сознание, однако в 18 в. уже определились тенденции размывания ср.-век. целостности и замкнутости религ. мировоззрения и усиления светских элементов в обществ. мысли татар. Разрешение строить мечети привело к интенсивному стр-ву мечетей, открытию при них мектебов и
медресе,
формированию в кон. 18- нач. 19 вв. независимой от офиц. идеологии системы нар. образования. К 1889 на терр., находившейся в ведении Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, на 4222 мусульм. общины с населением 5 млн. чел. имелось 7203 духовных лица (в т.ч. 60
ахунов,
2734
имам-хатиба,
2621
мударрис
и др.), более 7 тыс. мечетей. В Казанской губ. к 1917 было 1152 мечети, в к-рых служило 2648
мулл;
в 1912 действовало 1088 школ, в к-рых обучалось ок. 83 тыс. учеников. Наиб. известны были медресе
"Мухаммадия", "Касимия", "Марджания",
"Халидия",
"Усмания",
"Гаффария"; из сел.-
"Буби", Кшкарское медресе,
в дд. Корса, Ташкичу, Тунтер, Сатышево и др. В Казани было 12 медресе высш. типа, при них 24 ср. и 13 нач. школ. Со временем эта система стала интеллектуальной базой для распространения новых идей и обновления социальной основы нац.-освободительного движения среди татар. Начиная с 18 в., наряду с формированием нац. системы образования, у татар появилось книгопечатание. До 1917 было изд. ок. 10,3 тыс. книг тиражом до 73,9 млн. экз. Из них 19% составляли религ. издания, ок. 30%- уч. лит-ра. Период. печать на татар. языке появилась только в нач. 20 в. Тем не менее, до 1917 на терр. России в разное время на татар. языке издавалось до 100 газет и журналов. Среди религ. изданий наиб. значит. были ж.
"Дин ва магишат", "ад-Дин ва аль-Адаб",
газ.
"аль-Галями аль-Ислами"
и др. К нач. 20 в. в татар. об-ве наметились новые тенденции, связанные с формированием
джадидизма,
в основе к-рого лежали стремления к нормам и ин-там, обосновывавшим и гарантировавшим демокр. принципы в сфере межнац. и межконфессиональных отношений. В сов. период мусульмане практически лишились связи с религ. орг-циями и офиц. религ. идеологией. К 1988 в ТАССР осталось 19 зарегистрированных мусульм. общин, к-рые пытались сохранить религ. обрядность и не имели возможности для религ. просвещения прихожан. И. сохранился на бытовом уровне, в меньшей степени подверженном влиянию офиц. атеистической идеологии. При отсутствии системы религ. образования, ограничении кол-ва мечетей шёл процесс деинтеллектуализации И. В 1990-е гг. И. в Татарстане переживал период возрождения. В 1992 было созд.
Духовное управление мусульман Республики Татарстан
(ДУМ РТ). Одновр. появились первые мусульм. уч. заведения: от нач. курсов при мечетях, ср. спец. уч. заведений до высш. (в т.ч.
Российский исламский университет
в Казани в 1998). В наст. вр. в Татарстане действуют 9 проф. мусульм. уч. заведений. В республике функционируют 986 мусульм. орг-ций, насчитывается 1014 мечетей (2004). Издаются мусульм. период. издания: газ. "Иман" ("Вера"), "Дин ва магишат" ("Религия и жизнь"), "Ислам нуры" (г.Набережные Челны), ж. "Иман нуры" (Казань), действует ед. в РТ мусульм. изд-во "Иман".
Лит.:
Малов Е.А. О Татарских мечетях в России. К., 1868; Коблов Я.Д. Религиозные обряды и обычаи татар-мусульман. К., 1908; Валидов Д.Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-П., 1923; Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. К., 1941; Материалы по истории Татарии. К., 1948. Вып. 1; Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967; Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: Духовная культура. К., 1990; Ислам в татарском мире: история и современность. К., 1997; Государственно-конфессиональные отношения в современном Татарстане. К., 2003; Мухаметшин Р.М. Татары и ислам в XX веке. К., 2003; Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан. К., 2004; Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991; Торваль И. Мусульманская цивилизация: Энцикл. словарь. М., 2001; Islam in Post-Soviet Russia. L.-N.Y., 2003.
наверх
|