Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendaе - назв. первого дня месяца), справочное издание, содержащее хронологические данные и сведения о праздниках, ист. событиях, а также небольшие худож. произведения и т. п. Различают К.: по типу календарного исчисления (лунные, солнечные); по временному охвату (сезонные, годовые, "вечные"); по сфере использования (светские, религ.); по характеру информации (универсальные, спец.); по целевому назначению (общего назначения, популярные, уч., науч., рекламные); по конструкции (листовые, отрывные) и т. д.
Первым печатным рус. К. считаются "Святцы, или Календарь", изд. И.Ф.Копиевским (Амстердам, 1702). Издание серии ежегодных печатных К. (переводных) началось в Москве с 1709 и в С.-Петербурге с 1713. С 1724 право выпуска К. принадлежало исключительно Петерб. АН; доходы от изданий шли на содержание б-ки и Кунсткамеры. Составляли "Календари" академики, проф. и адъюнкты АН, поэтому с первых же выпусков обычные для К. того времени астрологические предсказания стали постепенно сокращаться и снабжаться критическими примечаниями. Ввиде приложений печатались науч.-популярные статьи по истории, географии, астрономии, медицине, полит. известия. Так, в "Календаре, или Месяцеслове историческом, на 1773 год" (1772) была опубл. "История о взятии города Казани при царе Иване Васильевиче и о разорении Казанского царства", составленная И.М.Стриттером по "Царственной книге" (1769) и "Опыту казанской истории древних и средних времян" П.И.Рычкова (1767). Указом от 19 дек. 1801 было дано разрешение выпускать провинциальные К. в тех городах, где они печатались ранее. В 1865 издавать К. в России разрешалось всем желающим, в т.ч. и в провинции. Среди изв. рос. издателей К. были А.С.Суворин, И.Д.Сытин и др., в Казани - М.В.Шимановский. Один из выпусков серии "Русские иллюстрированные календари", выходившей в С.-Петербурге под ред. А.Н.Суворова, был посв. Казанской губ. - "Иллюстрированный календарь Казанской губернии на 1893 год" (1892).
Первое печатное издание календарного характера в Казанской губ. появилось в 1840 в Казани на рус. языке под назв. "Указатель города Казани" (составлен чиновником особых поручений при воен. губернаторе И.С.Черновым) и было повторено с небольшими изменениями в 1841. Оно содержало общекалендарные сведения и различные справки (святцы, магометанский К. и др.), адреса чинов казённых и обществ. заведений губернии, списки купцов (поимённые), пром. заведений и ремесленников, а также данные о кол-ве жителей, числе домов, сведения по благоустройству, сан. состоянию, бюджету города и др. С 1869 в Казани стали выходить (нерегулярно) К., содержавшие краткие стат. сведения о губернии, ист. обзоры, заметки о гор. достопримечательностях, перечни наиб. важных событий за год, некрологи, списки книг, вышедших в Казани. Среди составителей и издателей такого рода К. выделялись П.П.Васильев, И.Гаврилов, А.А.Дубровин, В.М.Ключников, Н.Редников, К.А.Тилли. Выходили К. узкоспециализированной направленности ("Календарь и справочная книжка для юристов", 1874) и с благотворит. целями ("Календарь-лилипут", 1882, изд. В.И.Заусайловым в пользу столовой Человеколюбивого об-ва). Заметным явлением дорев. книгоиздания были "Календарь "Волжского вестника" и "Календарь "Казанского биржевого листка" (оба- 1888), отличавшиеся разнообразием ист., стат. и общих сведений о Волжско-Камском крае.
Татары до 1917 для обозначения понятия "К." пользовались арабо-перс. заимствованиями - "горрэлек", "горрэнаме", "таквим", "салнаме", "рузнаме". В татар. язык термин "К." был введён К.Насыри. Первонач. его К. назывались "Казан календаре" ("Казанский календарь"), с 1878 - просто "Календарь". Сохранившиеся образцы татар. рукописных К. относятся к нач. 18 в. В осн. они входят в состав рукописных сборников, встречаются также в виде отд. образцов. В татар. рукописных К. параллельно использовалось неск. систем летосчисления: араб. лунная (хиджра) и солнечная, христ. солнечный и 12-летний вост. К. С появлением издательского дела рукописные К. были постепенно вытеснены их печатными аналогами.
Среди тюрко-мусульм. народов России татары одними из первых приступили к изданию К. Первый татар. печатный К. - "Горрэлек" был изд. в 1841 в Казани просветителем Р.Амирхановым. До 1905 татар. печатные К. в определ. степени выполняли роль период. изданий и публиковали сведения по обществ.-полит. тематике. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выпуск К. становится массовым. Так, К.Насыри издавал в 1870-98 (исключая 1886, 1887, 1895) К. - своего рода энциклопедии знаний, написанные простым, доступным языком. Они включали сведения по медицине, воспитанию, истории татар. и рус. народов (напр., "Песня хана Шигалея о своих визирях" или хронологические таблицы "Достойные для запоминания события из русской истории"). Среди других издателей татар. К. - Ш.Рахматуллин (К. за 1891-1901 и за 1914), Ф.Халиди (за 1893-1912, исключая 1894, 1895, 1908-10), Ш.Шагидуллин - составитель и редактор одного из популярнейших К. "Заман" ("Эпоха", 1900-17), М.Кадермати - издатель К. "Мөшавәрәт" ("Совет", 1914-17), К.Баширов - К."Шәрык" ("Восток", 1915-17) и др. Изв. ок. 200 наименований татар. печатных К., вышедших до 1917 (включительно). По полиграф. исполнению татар. печатные К. подразделялись на настольные, в виде брошюры; настенные, в виде плаката; настенные отрывные; карманные. Первые печатные К. были изд. в виде брошюр. В процессе совершенствования техники печати появились и др. формы К., наиб. распространённым видом стали настенные отрывные. Первый настенный отрывной К. "Тәкъсими дивари календарь" ("Раздельный настенный календарь") был изд. в 1898 (составитель- А.Максуди). Постепенно широко распространились и карманные К. в виде записной книжки (К. Ш.Шагидуллина, 1910; Г.Алпарова, 1911; К.Баширова, 1915 и др.). Помимо обычных, татар. издатели выпускали лит., науч.-лит., торг.-пром. К.
После Рев-ции 1905-07 пр-во разрешило частное книгоиздание в России на нац. языках. Нац. интеллигенция начала борьбу за распространение просвещения и культуры среди народов Волго-Вятского края. В Казани стали печататься К. на языках народов, населявших Казанскую губ. Так, учитель Казан. учительской семинарии И.Михеев на собственные средства издавал в 1904-09 настольный К.-справочник на удм. языке "Удморт кылын календарь" ("Календарь для вотяков"). В нём содержались стат. сведения, полезные советы по ведению х-ва, улучшению быта, лечению болезней скота, материалы справочного характера, приводились списки уч. заведений, в к-рые могли поступать удмурты, печатались публицист. статьи, произведения худож. лит-ры. Большое значение имел "Марийский календарь" (1907-13), публикации к-рого способствовали развитию единого мар. лит. языка. Выпуск ежегодных нац. К. осуществлялся крайне нерегулярно. Их издатели не занимались распространением полит. идей, однако печатали материалы демокр. содержания; вследствие этого тиражи К. нередко изымались.
После 1917 универсальные К. выпускали изд-ва Соцэкгиз и Политиздат, а также воен., сел., театр. и пр. специализированные изд-ва; региональные - местные изд-ва, напр. "Календарь знаменательных и памятных дат Татарии" (с 1969). С 1990-х гг. Татар. кн. изд-во, изд-ва "Раннур", "Магариф" и др. выпускают на татар. и рус. языках К., содержащие сведения по истории Татарстана, о жизни и творчестве изв. учёных, писателей, биографии обществ. деятелей и др.
Лит.: Павлов А. Казанские календари: 1840-1891. Историко-библиографическая заметка // Казанские вести. 1892. 11-12 янв.; Катанов Н.Ф. Обзор казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года (1902-1904) // Деятель. 1904. № 6; Беркутов В.М. Народный календарь и метрология булгаро-татар. К., 1987; Удмуртская Республика: Энцикл. Ижевск, 2000; Дивари календарь // Тәрҗеман. 1906. 1 дек.; Кәримуллин Ә.Г. 90 ел түгел, ә 120 ел // Совет әдәбияты. 1961. № 3; его же. Каюм Насыйри календарьлары // Әйдә халыкка хезмәткә! К., 1985; Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. К., 1999; Әхмәтҗанов М. Татар кулъязма китабы. К., 2000; Миңнуллина Л. Татар календарьлары тарихыннан // Казан утлары. 2001. № 7.

Л.З.Миннуллина, И.А.Новицкая.

наверх

Rambler's Top100