Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ
(от лат. calendaе - назв. первого дня месяца), справочное издание, содержащее хронологические данные и сведения о праздниках, ист. событиях, а
также небольшие худож. произведения и т. п. Различают К.: по типу календарного исчисления (лунные, солнечные); по временному охвату (сезонные,
годовые, "вечные"); по сфере использования (светские, религ.); по характеру информации (универсальные, спец.); по целевому назначению (общего
назначения, популярные, уч., науч., рекламные); по конструкции (листовые, отрывные) и т. д.
Первым печатным рус. К. считаются "Святцы, или Календарь", изд. И.Ф.Копиевским (Амстердам, 1702). Издание серии ежегодных печатных К.
(переводных) началось в Москве с 1709 и в С.-Петербурге с 1713. С 1724 право выпуска К. принадлежало исключительно Петерб. АН; доходы от изданий
шли на содержание б-ки и Кунсткамеры. Составляли "Календари" академики, проф. и адъюнкты АН, поэтому с первых же выпусков обычные для К. того
времени астрологические предсказания стали постепенно сокращаться и снабжаться критическими примечаниями. Ввиде приложений печатались
науч.-популярные статьи по истории, географии, астрономии, медицине, полит. известия. Так, в "Календаре, или Месяцеслове историческом, на 1773
год" (1772) была опубл. "История о взятии города Казани при царе Иване Васильевиче и о разорении Казанского царства", составленная И.М.Стриттером
по "Царственной книге" (1769) и "Опыту казанской истории древних и средних времян" П.И.Рычкова (1767). Указом от 19 дек. 1801 было дано
разрешение выпускать провинциальные К. в тех городах, где они печатались ранее. В 1865 издавать К. в России разрешалось всем желающим, в т.ч. и в
провинции. Среди изв. рос. издателей К. были А.С.Суворин, И.Д.Сытин и др., в Казани - М.В.Шимановский. Один из выпусков серии "Русские
иллюстрированные календари", выходившей в С.-Петербурге под ред. А.Н.Суворова, был посв. Казанской губ. - "Иллюстрированный календарь Казанской
губернии на 1893 год" (1892).
Первое печатное издание календарного характера в Казанской губ. появилось в 1840 в Казани на рус. языке под назв. "Указатель города Казани"
(составлен чиновником особых поручений при воен. губернаторе И.С.Черновым) и было повторено с небольшими изменениями в 1841. Оно содержало
общекалендарные сведения и различные справки (святцы, магометанский К. и др.), адреса чинов казённых и обществ. заведений губернии, списки
купцов (поимённые), пром. заведений и ремесленников, а также данные о кол-ве жителей, числе домов, сведения по благоустройству, сан. состоянию,
бюджету города и др. С 1869 в Казани стали выходить (нерегулярно) К., содержавшие краткие стат. сведения о губернии, ист. обзоры, заметки о гор.
достопримечательностях, перечни наиб. важных событий за год, некрологи, списки книг, вышедших в Казани. Среди составителей и издателей такого
рода К. выделялись П.П.Васильев, И.Гаврилов, А.А.Дубровин, В.М.Ключников, Н.Редников, К.А.Тилли. Выходили К. узкоспециализированной
направленности ("Календарь и справочная книжка для юристов", 1874) и с благотворит. целями ("Календарь-лилипут", 1882, изд. В.И.Заусайловым в
пользу столовой Человеколюбивого об-ва). Заметным явлением дорев. книгоиздания были "Календарь "Волжского вестника" и "Календарь "Казанского
биржевого листка" (оба- 1888), отличавшиеся разнообразием ист., стат. и общих сведений о Волжско-Камском крае.
Татары до 1917 для обозначения понятия "К." пользовались арабо-перс. заимствованиями - "горрэлек", "горрэнаме", "таквим", "салнаме", "рузнаме".
В татар. язык термин "К." был введён К.Насыри. Первонач. его К. назывались "Казан календаре" ("Казанский календарь"), с 1878 - просто
"Календарь". Сохранившиеся образцы татар. рукописных К. относятся к нач. 18 в. В осн. они входят в состав рукописных сборников, встречаются
также в виде отд. образцов. В татар. рукописных К. параллельно использовалось неск. систем летосчисления: араб. лунная
(хиджра)
и солнечная, христ. солнечный и 12-летний вост. К. С появлением издательского дела рукописные К. были постепенно вытеснены их печатными аналогами.
Среди тюрко-мусульм. народов России татары одними из первых приступили к изданию К. Первый татар. печатный К. - "Горрэлек" был изд. в 1841 в
Казани просветителем Р.Амирхановым. До 1905 татар. печатные К. в определ. степени выполняли роль период. изданий и публиковали сведения по
обществ.-полит. тематике. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выпуск К. становится массовым. Так, К.Насыри издавал в 1870-98 (исключая 1886, 1887, 1895)
К. - своего рода энциклопедии знаний, написанные простым, доступным языком. Они включали сведения по медицине, воспитанию, истории татар. и рус.
народов (напр., "Песня хана Шигалея о своих визирях" или хронологические таблицы "Достойные для запоминания события из русской истории"). Среди
других издателей татар. К. - Ш.Рахматуллин (К. за 1891-1901 и за 1914), Ф.Халиди (за 1893-1912, исключая 1894, 1895, 1908-10), Ш.Шагидуллин -
составитель и редактор одного из популярнейших К. "Заман" ("Эпоха", 1900-17), М.Кадермати - издатель К. "Мөшавәрәт" ("Совет",
1914-17), К.Баширов - К."Шәрык" ("Восток", 1915-17) и др. Изв. ок. 200 наименований татар. печатных К., вышедших до 1917 (включительно). По
полиграф. исполнению татар. печатные К. подразделялись на настольные, в виде брошюры; настенные, в виде плаката; настенные отрывные; карманные.
Первые печатные К. были изд. в виде брошюр. В процессе совершенствования техники печати появились и др. формы К., наиб. распространённым видом
стали настенные отрывные. Первый настенный отрывной К. "Тәкъсими дивари календарь" ("Раздельный настенный календарь") был изд. в 1898
(составитель- А.Максуди). Постепенно широко распространились и карманные К. в виде записной книжки (К. Ш.Шагидуллина, 1910; Г.Алпарова, 1911;
К.Баширова, 1915 и др.). Помимо обычных, татар. издатели выпускали лит., науч.-лит., торг.-пром. К.
После Рев-ции 1905-07 пр-во разрешило частное книгоиздание в России на нац. языках. Нац. интеллигенция начала борьбу за распространение
просвещения и культуры среди народов Волго-Вятского края. В Казани стали печататься К. на языках народов, населявших Казанскую губ. Так, учитель
Казан. учительской семинарии И.Михеев на собственные средства издавал в 1904-09 настольный К.-справочник на удм. языке "Удморт кылын календарь"
("Календарь для вотяков"). В нём содержались стат. сведения, полезные советы по ведению х-ва, улучшению быта, лечению болезней скота, материалы
справочного характера, приводились списки уч. заведений, в к-рые могли поступать удмурты, печатались публицист. статьи, произведения худож.
лит-ры. Большое значение имел "Марийский календарь" (1907-13), публикации к-рого способствовали развитию единого мар. лит. языка. Выпуск
ежегодных нац. К. осуществлялся крайне нерегулярно. Их издатели не занимались распространением полит. идей, однако печатали материалы демокр.
содержания; вследствие этого тиражи К. нередко изымались.
После 1917 универсальные К. выпускали изд-ва Соцэкгиз и Политиздат, а также воен., сел., театр. и пр. специализированные изд-ва; региональные -
местные изд-ва, напр. "Календарь знаменательных и памятных дат Татарии" (с 1969). С 1990-х гг. Татар. кн. изд-во, изд-ва "Раннур", "Магариф" и
др. выпускают на татар. и рус. языках К., содержащие сведения по истории Татарстана, о жизни и творчестве изв. учёных, писателей, биографии
обществ. деятелей и др.
Лит.:
Павлов А. Казанские календари: 1840-1891. Историко-библиографическая заметка // Казанские вести. 1892. 11-12 янв.; Катанов Н.Ф. Обзор
казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года (1902-1904) // Деятель. 1904. № 6; Беркутов В.М. Народный календарь и метрология
булгаро-татар. К., 1987; Удмуртская Республика: Энцикл. Ижевск, 2000; Дивари календарь // Тәрҗеман. 1906. 1 дек.; Кәримуллин
Ә.Г. 90 ел түгел, ә 120 ел // Совет әдәбияты. 1961. № 3; его же. Каюм Насыйри календарьлары // Әйдә
халыкка хезмәткә! К., 1985; Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. К., 1999;
Әхмәтҗанов М. Татар кулъязма китабы. К., 2000; Миңнуллина Л. Татар календарьлары тарихыннан // Казан утлары. 2001. № 7.
Л.З.Миннуллина, И.А.Новицкая.
наверх