|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
КАНДАЛЫЙ
Габдельджаббар Габдельмаджид угылы (1797, д. Ст.Кандал Ставропольского у. Самарской губ. - май 1860, там же), поэт. Писал на татар. и араб.
языках. Псевд. "К." образован по назв. родной деревни. Из семьи муллы. В течение 17 лет обучался в медресе Казанского, Тетюшского, Чистопольского
уездов Казанской губ., Ставропольского у. Самарской губ. Частая смена медресе была связана с тем, что в своих стихах и эпиграммах К. высмеивал
порядки и систему преподавания в этих уч. заведениях. Отличался большими способностями, в силу чего, ещё будучи шакирдом, привлекался к
преподаванию араб. языка на мл. курсах медресе. В 1824, после получения права на занятие духовной деятельностью, вернулся в родную деревню, был
имам-хатибом. За критику в стихах мусульм. духовенства, воспевание жен. образов (что противоречило сложившимся традициям), а также за нарушение
нек-рых норм шариата в 1840 собрание мусульм. общины Ст.Кандала поставило вопрос о лишении К. духовного сана. Это предложение не набрало
достаточного кол-ва голосов, но вынудило К. уйти с должности. В 1843 он возглавил организованную его единомышленниками 2-ю махаллю. В 1848
мусульм. власти назначили в его приход нового имама и мударриса. Т.о. К. был отстранён от дел, что ограничило его влияние на жителей махалли.
Ок. 2 лет провёл в заключении (время и причина ареста неизв.).
К. был разносторонне образованным человеком. Помимо усвоенных в медресе араб. и перс. языков, самостоятельно изучил рус., морд. и чуваш. Умел
переплетать книги, варить мыло, класть печи, чинить замки. Своё первое кр. произведение - "Рисаләи-л-иршад" ("Книга наставлений на праведный
путь", ок.1815/16) К. написал в годы обучения в медресе. Это религ.-дидактическая поэма, состоящая из вступления, 28 глав и заключения в виде
мунаджата.
Автор призывает читателей к праведности, к-рая, по его мнению, возможна лишь в рамках мусульм. религии. В поэме звучат мотивы бренности земного
существования, подчёркивается необходимость подготовки себя к будущей вечной жизни. Для этого, считает К., необходимо изучать науки, делать
добрые дела, отвергать зло, хитрость и коварство, не предаваться страстям, быть терпеливым. Высоко ценя учёность, К. позволяет себе нек-рое
высокомерие по отношению к крестьянам. Труд хлебороба кажется ему недостойным образованного человека.
Следующее кр. произведение К. - этико-филос. поэма "Кыйссаи Ибраһим Әдһәм" ("Сказание об Ибрагиме Адгаме") представляет собой
часть большого соч. (в полном объёме до нас не дошло), написанного, предположительно, также в годы учёбы. Назв. поэмы условно, дано по имени
одного из гл. героев, прототипом к-рого послужила реальная ист. личность - султан Балха Ибрагим Адгам (ум. в 874/875). В поисках истины он решил
оставить трон и под видом дервиша отправился странствовать. Мудрость и набожность Ибрагима Адгама вызвали симпатии халифа Харун ар-Рашида
(763/766-809), к-рый предложил ему остаться советником при дворе. Однако Ибрагим Адгам предпочёл жизнь дервиша, выбрав путь служения Аллаху. В
следующих частях поэмы говорится о юноше из д.Кандиле "Булгарской страны", к-рый в поисках знаний отправился в странствие. На этом повествование
обрывается. Заключительная часть сохранившегося текста имеет назидательный характер, в духе произведений ср.-век. вост. лит-ры.
Новаторская для своего времени поэма "Сәхипҗәмал" ("Сахибджамал") относится к позднему периоду творчества К. Она написана в
эпистолярном жанре, в ней нет действия и единого сюжета. Впервые в татар. лит-ре воспета земная любовь к женщине:
Лишь за тебя молился я, молясь, с тобою слился я.
Свою молитву и мольбу облечь в стихи решился я.
О, редкой красоты кристалл, любовь моя, Сахибджамал!
(Перевод Р.Морана)
К. создал обаятельный образ простой крест. девушки, затронул проблему безрадостной жизни татар. женщины, обречённой на тяжёлый физ. труд и
душевные страдания. Обращение поэта к девушкам с призывом самим выбирать возлюбленного, следовать велению сердца противоречило патриархальным
установкам, что вызвало резкую критику со стороны мусульм. духовенства.
Находясь в тюрьме, К. написал на араб. языке комментарий к поэме
Аллахияра Суфия
"Субат аль-гаджизин" ("Неукротимость немощных").
Язык произведений К. нач. периода творчества отличается сложностью и архаичностью, содержит множественные арабо-перс., огузские, чагатайские
лексические и морфологические элементы. В творчестве позднего периода К. обратился к общенар. языку. В его поэзию вошли слова из разг. татар.
речи, отрывки из эпических произведений, песни, пословицы, поговорки, идиоматические выражения.
При жизни К. его произведения распространялись в рукописном виде. В 1859 в книгу С.Кукляшева "Диване хикәяте татар" ("Сборник татарских
рассказов") были впервые включены 8 строк поэта без указания имени. Ещё ок. 200 строк было опубл. в "Записках Оренбургского отделения
Императорского географического общества" (кн.1, 1870), назывались они "татарскими и башкирскими народными песнями". В 1881 вышла
"Мәгъшукнамә" ("Книга влюблённых"), составленная в осн. из стихов К., вновь без указания автора. Впервые авторство К. указано в книге
К.Насыри "Фәвакиһел җөласә" ("Плоды бесед", 1884), в к-рую вошло свыше 1 тыс. строк К. В 1920-х гг. Академ. центр
Наркомата просвещения ТАССР вынес решение - изучить и систематизировать творческое наследие К. Но только в 1960 вышел первый сб.
"Шигырьләр" ("Стихотворения", 1960) под редакцией Х.У.Усманова. Наиб. полное издание произведений К. подготовлено М.А.Усмановым -
"Шигырьләр һәм поэмалар" ("Стихотворения и поэмы", 1988), оно снабжено объёмным науч.-иссл. комментарием. В 1999 отд. книгой была
изд. поэма "Сахибджамал".
Лит.:
Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. К., 1975; Рәхим Г., Газиз Г. Татар әдәбияты тарихы: Борынгы дәвер. К., 1922. 1
җилд; Иртуган К. Шагыйрь Г.Кандалыйның кыскача тәрҗемәи хәле һәм шәхси хәяты // Безнең
юл. 1927. № 8; Бәхтиев И. Шагыйрь Г.Кандалый турында // Яңалиф. 1929. № 13; Госман Х. Г.Кандалыйның яңа табылган
әсәрләре // Совет әдәбияты. 1960. № 5; Курбатов Х.Р. Г.Кандалый шигырьләрендә метрика һәм строфика
// Татар теле һәм әдәбияты. К., 1977. 6 кит.; Тазюков Х. Г.Кандалый турында кайбер мәгьлүматлар // Совет
мәктәбе. 1978. № 6; Татар әдәбияты тарихы. К., 1985. 2 том; Госманов М. Кандалый мирасын барлау юлында // Казан утлары.
1987. № 7.
А.М.Ахунов.
наверх
|