|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
КАРИМИ
(Кәрими) (Каримов) Фатих (Мухамметфатых) Гильманович (17.3.1870, д. Миннибаево Бугульминского у. Самарской губ. - 27.9.1937, Москва),
писатель, издатель, обществ. деятель. Сын
Г.Каримова.
Нач. образование получил дома под рук. отца. До 1892 обучался в медресе "Камалия" (г.Чистополь); одновр. посещал занятия по рус. языку и лит-ре,
за это (а также за пропаганду среди шакирдов идей газ. "Тарджеман") был исключён из медресе. В 1892-96 обучался в "Мектеб мулькия-шахане" - высш.
школе по подготовке чиновников (Стамбул). Владел араб., перс., тур., франц. языками. В 1896-98 преподавал в медресе д.Дерекой Ялтинского у.
Таврической губ. В феврале-мае 1899 вместе с золотопромышленником М.Рамиевым совершил путешествие по европ. странам; в том же году изучал в
Москве типографское дело и нем. язык. В июле 1899 вместе с семьёй переехал в г.Оренбург. Преподавал на летних курсах по подготовке учителей
новометодных школ в Каргалинской слободе. В 1900 проходил практику в типографии И.М.Бораганского в С.-Петербурге. С 1902, после смерти отца,
руководил
"Каримова, Хусаинова и Ко" типографией.
В 1906 организовал мусульм. лит. кружок. С 1906 был чл. ЦК партии "Иттифак аль-муслимин", в 1906-17 - гл. редактором газ. "Вакыт", в 1917 - пред.
Бюро оренбургских мусульман. Избирался делегатом на Всерос. съезды мусульман (1905, 1906, 1914, 1917). В мае 1917 на 1-м Всерос. мусульм. съезде
был избран чл. Всерос. мусульм. совета (Милли Шура) от г.Оренбург. С 1 нояб. 1917 начал издавать газ. "Янга вакыт". В 1917-24 преподавал в
различных уч. заведениях Оренбурга. С 1919 сотрудничал с газетами "Эшчеляр доньясы", "Юл" и состоял чл. редколлегий. С 1925 в Москве, работал в
Татар. отд-нии Центр. изд-ва народов СССР, преподавал тур. язык в Вост. ин-те, сотрудничал с газ. "Эшче". В августе 1937 был арестован и обвинён
"в шпионаже в пользу Турции и подготовке террористических актов против руководителей партии". В сентябре 1937 Воен. коллегией Верх. суда СССР
приговорён к смертной казни; реабилитирован в1959.
Осн. идея творчества К. - критика ст. методов образования, борьба за реформирование татар. конфессиональной школы. Одно из первых произведений -
"Җиһангир мәхдүм" ("Сын муллы Джигангир", СПб., 1900) посв. описанию сел. медресе. Автор показывает убогость обстановки,
схоластичность устаревших методов обучения. Герой рассказа "Салих бабайның өйләнүе" ("Женитьба Салих-бабая", Оренбург, 1901)
- пасечник Салих-бабай рассказывает деревенским детям сказки, истории из своей жизни. К. раскрывает богатый внутр. мир героя, показывает, как
интересны "простые" люди. В пов. "Бер шәкерт илә бер студент" ("Шакирд и студент", 1899) писатель в гротескной форме изображает
невежество мулл-кадимистов. События разворачиваются на пароходе, где происходит беседа рус. студента-востоковеда с татар. мударрисом, получившим
образование в Бухаре. Мударрис не понимает даже простых вопросов студента на араб., перс. и тур. языках. Будучи ярым противником кадимистов, К.
преувеличил их необразованность, поэтому произведение вызвало резкую критику мусульм. духовенства. В пов. "Нуретдин хәлфә"
("Нуретдин-хальфа", 1899; опубл. в 1996) К. вновь обратился к образу муллы-кадимиста. Гл. героиня пов. "Морза кызы Фатыйма" ("Дочь мурзы Фатима",
1901), написанной с позиций просветительского романтизма, из-за любви к садовнику оставляет родной дом и уезжает с возлюбленным за границу.
Настигшие беглецов родители Фатимы дают согласие на брак. Писатель показывает торжество чистой, искренней любви, убеждает, что достоинство
человека не в происхождении и знатности, а в его душевных кач-вах. В сатирической пов. "Хыялмы? Хакыйкатьме?" ("Сон или явь?", 1908)
рассказывается о встрече мусульм. депутата 2-й Гос. думы с просвещённой татаркой и их беседе о судьбах нации. Писатель с иронией описывает
депутата, к-рый, изображая глубокую заинтересованность беседой, думает лишь о том, как уговорить девушку стать его второй женой. К. - также автор
неск. произведений, написанных в стиле записок путешественника -
саяхатнаме.
В книге "Яуропа сәяхәтнамәсе" ("Путешествие по Европе", СПб., 1902) он пишет о своей поездке, состоявшейся в 1899, сравнивает быт
и культуру татар и европейцев, восхищается достижениями последних. Причину отсталости татар он видит в их нежелании реформировать систему
образования, вводить в уч. программы светские дисциплины. Аналогичные мысли содержатся и в книге "Кырымга сәяхәт" ("Путешествие в
Крым", Оренбург, 1904), в основу к-рой легли собств. впечатления от поездки в 1903 в г.Бахчисарай на празднование 20-летия газ. "Тарджеман".
Наиб. значимым является сб. корреспонденций "Истанбул мәктүбләре" ("Записки из Стамбула", Оренбург, 1913), к-рые публиковались в
газ. "Вакыт" в период 2-й Балканской войны. В очерках в форме писем изложены взгляды К. на экономику, политику, культуру, просвещение, историю
Турции. Причину экон. неудач Турции, слабости воен. потенциала он видит в отсталости системы образования. К. работал и как переводчик
науч.-популярной лит-ры с рус., франц., тур. языков. Он также перевёл и издал ряд брошюр польск. писателя Ф.Ф.Пуцековича о жизни и быте более 30
народов мира, после 1917 - работы В.И.Ленина и востоковеда В.В.Бартольда.
К. - автор учебников по истории, географии, педагогике: "Мөхтәсар җәгърафия" ("Краткий курс географии", 1899), "Мөгаллим
вә мөрәббиләргә рәһнамә" ("Руководство для учителей и воспитателей", Оренбург, 1902), "Мөхтәсар
тарихе гомуми" ("Краткая всеобщая история", Оренбург, 1911) и др. Материалы о жизни и творчестве К. хранятся в фондах Ин-та языка, лит-ры и
иск-ва АН РТ, в Нац. архиве РТ, Музее нац. культуры Нац. культ. центра "Казань". В д.Миннибаево Альметьевского р-на с 1998 работает музей Карими.
Соч.: Мәрхүм Гыйльман ахунд. Оренбург, 1904; Аннан-буннан. Оренбург, 1907; Ф.Кәрими әсәрләре. К., 1925; Татар
мәгърифәтчелек әдәбияты (1860-1905). К., 1979; Морза кызы Фатыйма: Сайланма әсәрләр. К., 1996; Istanbul
mektuplarэ. Ist., 2001.
Лит.:
Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. К., 1975; Рахимкулова М. Медресе "Хусаиния" в Оренбурге. Оренбург, 1997; Ямаева Л.А. Мусульманский
либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение. Уфа, 2002; Ахунов А. Запечатлённое слово Ф.Карими // Татарский мир. 2004. № 5;
Гайнетдинов М. Мәгърифәтче әдип // Мирас. 1995. № 7/8; Абдуллин Я. Җәдитчелек хәрәкәте һәм
Ф.Кәрими // Татарстан. 1996. № 6; Әхмәтҗанов М. Ф.Кәрими мирасына яңа сәхифәләр // Казан утлары.
1999. № 6; Фатыйх Кәрими: Фәнни-биографик җыентык - Фатих Карими: Научно-биографический сборник. К., 2000; Гайнетдин М. Гасырлар
мирасы. К., 2004.
А.М.Ахунов.
наверх
|