НОВЫЙ САЙТ ИТЭР
Общие сведения
Новости
Ученый совет
Подразделения
Издания
Аспирантура
Контакты
Статьи энциклопедии
Фотогалерея
Конференции
К 70-летию Победы
>  Статьи энциклопедии


Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ, 1) высш. духовное уч. заведение (изв. как Старая Казан. духовная академия). Созд. в 1798 по Указу Павла I путём преобразования Казанской духовной семинарии, к-рое вначале заключалось лишь в продлении срока обучения в 2 высш. классах (филос. и богословском) на 2 года. Представляла собой достаточно кр. и разнородное уч. заведение, соединявшее нач., ср. и высш. духовное образование. Кол-во уч-ся превышало 1 тыс. чел., общий срок обучения достигал 15 лет. Обучение носило традиционный для духовных уч. заведений лат.-схоластический характер, при к-ром каждый класс представлял законченную ступень образования. Полный курс богословия заканчивало ежегодно не более 10 выпускников. С 1800 в К.д.а. впервые было введено изучение татар. языка (преподаватель в 1800-18- А.А.Троянский). По уровню своей уч.-науч. работы академия, по существу, так и осталась духовной семинарией повышенного типа. По отношению к Казан. епархии она продолжала выполнять роль духовной семинарии, а в ст. классы, представлявшие собою высш. уч. заведение, направлялись лучшие воспитанники из семинарий вновь созд. Казан. духовного уч. округа, включавшего уч. заведения Астраханской, Вятской, Иркутской, Нижегородской, Тамбовской, Тобольской губерний. Пожар 3 сент. 1815 нанёс значит. ущерб зданиям академии и уничтожил б. ч. б-ки. В соответствии с Указом Синода 1818 К.д.а. была вновь преобразована в духовную семинарию.
2) Высш. уч. заведение Рус. Правосл. церкви в 1842-1921. Созд. по определению Синода от 25 июня 1842, торжественное открытие состоялось 8 нояб. 1842. Была четвёртой по времени основания и последней из духовных академий в России; функционировала по образцу Киевской, Моск., С.-Петерб. академий. Являлась сословным уч. заведением, в неё принимались лучшие выпускники духовных семинарий, в осн. русские из Поволжья, Сибири, с Урала, Кавказа, в разные периоды- по "разнарядке" или по результатам вступительных экзаменов. Б.ч. студентов содержалась на "казённом коште", проживала в общежитии, расположенном в здании академии. До 1872 набор производился раз в 2 года, позже- ежегодно. Выпуск составлял обычно ок. 30 чел., наим. - 17 (1852), наиб. - 65 чел. (1901). В кон. 19 - нач. 20 вв. среди студентов появились предст. народов Поволжья - чуваши, марийцы, татары-кряшены, а также иностр. студенты - из правосл. церквей Османской империи, Австро-Венгрии, Болгарии, Сербии, Черногории, Японии. Осн. целью академии была подготовка преподавательских кадров для духовных уч. заведений. Выпускники обязаны были не менее 6 лет отработать в семинариях и духовных уч-щах, причём преподавать любой предмет как духовного, так и общеобразовательного цикла. Успешно закончившим присваивалось звание "кандидат богословия", лучшим (до 1870) - и учёная степень магистра богословия (позже для присвоения степени необходимо было защитить диссертацию). Совет К.д.а. присваивал также учёные степени докторов богословия, церковной истории, церковного права. В 1842-70 академия работала в соответствии с Уставом духовных уч. заведений от 1814, по к-рому все стороны деятельности находились под жёстким контролем Синода; ректор, профессора и преподаватели назначались, набор студентов, уч. программы жёстко контролировались. Устав не предусматривал специализации студентов, но в 1852 в К.д.а. было созд. ед. в стране миссионерское отд-ние с противомусульм., противобуддистским, противораскольническим и противоязыческим (чуваш.-черемисским) отделами; последний просуществовал всего 2 года. Устав духовных академий, утверждённый 30 июня 1869, был составлен под влиянием университетского устава 1863 и предусматривал широкую автономию, выборность ректора, инспектора, профессоров, расширение прав студентов, их специализацию по трём отд-ниям: богословскому, церковно-ист. и церковно-практическому. Миссионерское отд-ние было упразднено, предметы миссионерского цикла студенты стали изучать лишь по выбору. Новый Устав от 15 авг. 1884 в духе контрреформ имп. Александра III восстанавливал жёсткое администрирование; кроме того, вед. роль в управлении академией играл теперь епархиальный архиерей. Отд-ния упразднялись, б.ч. уч. дисциплин становилась обязательной. Выделялись специализации, включавшие лишь по 4 предмета, - языково-пед. и богословско-каноническая; была введена также миссионерская, с монг.-калм. и татар.-тур. отделами. Это позволило сохранить науч. востоковедческий потенциал, но уровень подготовки кадров был невысок, т. к. на преподавание спец. предметов отводилось небольшое кол-во уч. часов. 30 нояб. 1905 были приняты Временные правила для духовных академий, возвращавшие автономию (отменены 3 февр. 1909). Самым реакционным являлся Устав 1910 (с изменениями 1911), ориентированный на вытеснение из академий светской профессуры и белого духовенства, сокращение общеобразовательных предметов, передачу их в руки учёного монашества. Эти установки не были претворены в жизнь, и К.д.а. к 1917 сохранила свой науч. потенциал. 8 мая 1917 были введены Временные правила, восстанавливавшие академ. автономию. В соответствии с Декретом об отделении Церкви от гос-ва академия утратила статус гос. уч. заведения, при этом не была зарегистрирована и как церковное учреждение и в 1918-21 продолжала действовать; руководство удачно использовало упущения властей в антирелиг. политике и пробелы в сов. законодательстве. К.д.а. получала небольшие субсидии от Синода, официально выдавала дипломы (в 1919-20 - ок. 20), присваивала учёные степени. Прекратила существование в апреле 1921, когда ректор и 32 преподавателя были арестованы. В развитии уч. процесса и науч. деятельности академии большую роль сыграли ректоры академии Григорий (Митькевич) (1844-51), Агафангел (Соловьёв) (1854-57), Иоанн (Соколов) (1857-64), Никанор (Бровкович) (1868-71), А.П.Владимирский (1871-95). В ректорство Антония (Храповицкого) (1895-1900) кол-во студентов академии возросло почти втрое, она стала привлекать выпускников даже из столичных семинарий. Последний ректор, Анатолий (Грисюк) (1913-21), был осуждён на три года лишения свободы (за незаконную религ. деятельность).
К.д.а. уже вскоре после своего создания превратилась в кр. науч. центр. Учёные академии вели иссл. в различных направлениях богословия (А.М.Бухарев, И.Я.Добротворский, М.И.Богословский, Е.А.Будрин, Н.Я.Беляев, А.Ф.Гусев, Антоний (Вадковский), П.А.Юнгеров, Д.В.Гусев и др.), церковного права (И.С.Бердников, Н.В.Петров), библейской истории (Я.А.Богородский), церковной археологии (Н.Ф.Красносельцев, А.А.Дмитриевский), византологии (Ф.А.Курганов), расколоведения (Н.И.Ивановский), философии (В.А.Снегирёв, В.И.Несмелов), филологии (И.Я.Порфирьев, А.А.Царевский). Развитие ист. исследований в значит. степени было обусловлено передачей в академию в 1854 б-ки Соловецкого монастыря, содержавшей большое кол-во старинных рукописных и печатных книг, грамот. Выпускником академии А.П.Щаповым была созд. академ. школа рус. церковной истории; во 2-й пол. 19 в. сложилась школа П.В.Знаменского (Ф.В.Благовидов, И.М.Покровский и др.), были выполнены науч. переводы на рус. язык Деяний Вселенских соборов, "Стоглава", к-рые богословы и историки используют и в наст. вр. Создание миссионерского отд-ния, кафедр вост. языков и вост. религий превратило академию в крупнейший востоковедческий центр за пределами столиц, особенно после перевода в 1855 в С.-Петерб. ун-т Вост. разряда Казан. ун-та. В К.д.а. всегда на высоком уровне велось преподавание татар. языка. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. науч. работу по исламоведению, татароведению и арабоведению вели Н.И.Ильминский, Е.А.Малов, М.А.Машанов, Н.П.Остроумов, П.К.Жузе, Я.Д.Коблов и др., труды к-рых при явно выраженной миссионерской, антиисламской направленности отличались высоким науч. уровнем. Значит. ценность представляли курсовые и дипломные соч. студентов, изучавших миссионерские предметы (публиковались в "Миссионерских противомусульманских сборниках"). С 1911 под рук. Н.Ф.Катанова исламоведческие и тюркологические иссл. приобрели в осн. языковедческий и этногр. характер. Большую роль сыграла и сложившаяся в академии школа по изучению буддизма, истории и этнографии калмыков и бурят (А.А.Бобровников, Гурий (Степанов), В.В.Миротворцев и др.). Б.ч. выпускников становилась преподавателями духовных уч. заведений, лучшие из них - профессорами и доцентами самой академии. Впоследствии мн. принимали духовный сан, служили в приходах больших городов, преподавали Закон Божий в светских ср. и высш. уч. заведениях. Остальные переходили на службу в учреждения Мин-ва нар. просвещения, становились преподавателями, инспекторами и директорами гимназий, нар. уч-щ. Принимавшие монашество, как правило, со временем назначались епископами. В нач. 20 в. епископский корпус Рус. Правосл. церкви на пятую часть состоял из выпускников К.д.а. Среди самых изв. - предстоятели церкви, митрополиты С.-Петербургские Палладий (Раев) и Антоний (Вадковский). В 1920-30-е гг. мн. б. преподаватели и выпускники академии стали жертвами репрессий, более 20 из них позже были канонизированы. Науч. труды преподавателей академии публиковались в осн. в издававшемся с 1855 академ. ж. "Православный собеседник". С 1867 выходил также ж. "Известия по Казанской епархии", в 1911-16 - ж. "Инородческое обозрение". Б-ка академии в начале 20 в. насчитывала до 200 тыс. томов. Её осн. фонды в 1921 поступили в б-ку Казан. ун-та, часть (до 50 тыс. томов) в 1995 передана в б-ку Казан. епархиального управления. С 1842 К.д.а. размещалась в Спасо-Преображенском монастыре в Кремле, затем - в здании "Казанского подворья" на ул. Б.Проломная (ныне ул. Баумана), с 1848 - в специально построенном на Арском поле по проекту арх. А.И.Песке трёхэтажном П-образном в плане уч. здании в стиле позднего классицизма с коридорной системой планировки и входным портиком (ныне здание клинической больницы №6). С 1918 занятия проходили в Иоанно-Предтеченском монастыре и на квартирах преподавателей.
Лит.: Благовещенский А. История Старой Казанской духовной академии. 1797-1816. К., 1875; Можаровский А.Ф. Старая Казанская академия. К., 1877; Знаменский П.В. История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870 годы): В 3 ч. К., 1891-92; Остроумов Н.П. Воспоминания о миссионерском противомусульманском отделении при Казанской духовной академии // Православный собеседник. 1892. Ч. 1; Терновский С.А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после её преобразования. 1870-1892. К., 1892; Загоскин Н.П. Казанские академические пииты и витии начала текущего столетия. К., 1897; Покровский И.М. К столетию кафедры татарского языка в духовных учебных заведениях Казани // Православный собеседник. 1900. Ч. 1; Валеев Р.М. Казанское востоковедение: источники и развитие (XIX - 20-е гг. ХХ в.). К., 1998; Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884-1921): Дис. к.и.н. - М., 2000; Исхакова Р.Р. Духовные учебные заведения как фактор создания педагогического образования в регионе. К., 2001.

Е.В.Липаков.

наверх


При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru