Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО, феод. гос-во в Ср. Поволжье и Прикамье в 1438 (по другой версии, в 1445)- 1552. Образовалось на терр. Волжской Булгарии (Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество) в период распада Золотой Орды. Основатель- Улуг-Мухаммад, пришедший к власти в Казани при поддержке местной знати. При нём и его ближайших потомках терр. ханства расширялась за счёт присоединения других земель Прикамья и Юж. Приуралья. Ко 2-й пол. 15 в., в период наивысш. могущества, К.х. включало терр. до басс. р.Сура на З., до р.Белая на В., до Самарской Луки на Ю., до Верх. Прикамья и Вятской земли на С.
Адм. устройство было традиционным для ср.-век. тюрко-татар. гос-в, К.х. состояло из кр. округов - даруг, включавших зависимые области. Первонач. было 4 даруги: Алатская (Сев. Приказанье), Арская (Сев.-Вост. Приказанье), Галицкая (Сев.-Зап. Приказанье, возможно, и Горная сторона- Тауиле), Зюрейская (Центр. Предкамье). Позднее была образована Ногайская даруга (Юж. Предкамье и Приказанье, частично Горная сторона) для "кормления" ногайцев. Управляли даругами обычно карачибеки или знатные эмиры, беки. Даруги делились на улусы ("сотни"), к-рые объединяли земли неск. поселений. Как правило, они соответствовали терр. общинам - джиенам (напр., Ашыт, Байтеряк, Кирэм, Кушкапка, Мукши, Тукташ, Чабыр). На терр. К.х. насчитывалось св. 700 нас. пунктов. Во главе улусов стояли улусные, сотные эмиры (хакимы), мурзы, старшины и т. д., к-рые осуществляли сбор налогов, судопроиз-во, набор воен. ополчения и командование им. Столица ханства- Казань. Другие города К.х.: Алат, Арча, Кашан, Болгар, Иски-Казань, Лаеш, Тетюши, Чаллы- были центрами даруг, экон., религ. и культ. жизни населения. Во главе их стояли эмиры.
На землях К.х. жили тюркоязычные (татары, ногаи, предки совр. чувашей и башкир) и финно-угорские (предки совр. марийцев, удмуртов, мордвы) народы. Знать именовалась татарами, а осн. население чаще всего определяло себя по религ. признаку - мусульмане. Наиб. распространённым (разг. и офиц.) языком в К.х. был тюрк. (в форме поволжского тюрки), на к-ром осуществлялось делопроиз-во, велась дипл. переписка. Осн. занятия населения- земледелие (на основе трёхпольной системы и степного перелога), скот-во, бортничество, рыб-во. В городах, особенно крупных, развивались ремесл. произ-ва- железоделательное, оружейное, гончарное, ювелирное, кож., деревообр. и др. Важной отраслью х-ва была торговля, как местная - с Верх. Прикамьем и Юж. Уралом, так и междунар. - с Русью, странами Ср. Азии и Кавказа. Наиб. важные предметы вывоза- меха, кожаные изделия, мёд, хлеб; ввоза - предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и др. Наиб. изв. ярмарки- Ташаяк, на Гостином острове, Арском поле.
Верх. власть в К.х. принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее - из династии Кичи-Мухаммада, в 1518-52 (с перерывами) - Гирея (см. Гиреи), в 1521-51 (с перерывами) - Шибана, в 1552 - Ахмада. Ханами могли быть только Чингисиды, исповедовавшие ислам. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (напр., в хутбе), они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие гос. функции. Фактически же власть в К.х. принадлежала дивану, состоявшему из предст. высш. татар. знати; решающую роль внём играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак. Высш. адм. и воен. власть осуществлял улуг (вел.) карачибек, к-рый чаще всего назначался из предст. рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).
Социальная орг-ция знати в К.х. имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определ. налога), за к-рые их обладатели были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное - суйургал ибезусловное или частично безусловное - тархан (освобождение от всех или части налогов и пошлин). Высш. слой знати составляли потомки Джучи - огланы, султаны, беки, в т.ч. карачибеки и эмиры, далее мурзы, слой рыцарства (чура) - бахадуры (батыры) и казаки. Важнейшие дела в гос-ве (возведение на престол ханов, их низложение, объявление войны, заключение мира и т.д.) решались на собраниях знати- курултаях.
Осн. масса населения состояла из податного сословия (кара халык), платившего налоги хану или феодалу. Гл. налогом был ясак (ясак-калан). Кроме того, взимались поземельные и подоходные налоги и пошлины (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и др.), накладывались различные повинности: поставка провианта войскам, властям (анбар-малы, улуфа-сусун и пр.), ямская (илчи-кунак) и др. Существовали также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства (гошер, закят), дани и налоги (джизья), к-рые платило зависимое немусульм. население. Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники св. 10 категорий. Население зависимых от К.х. областей также платило пошлины, ясак в пользу хана и отд. феодалов и выполняло различные повинности (см.Сахиб-Гирея ярлык).
Войско К.х. состояло из ополчений различных даруг и городов, личных отрядов хана и знати, а также из войск союзников (числ. 30-50 тыс. чел.). Костяком армии была знать, к-рая составляла кадры военачальников и проф. воинов, гл. обр. тяжеловооруж. кавалеристов (5-10 тыс. чел.). Вспомогательную роль в бою играла пехота. В полевых сражениях и при обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. При действиях на реках использовался боевой и трансп. флот. Оперативное и тактическое воен. иск-во было довольно развито, применялись манёвры и охваты противника, активная оборона, чередование ударов лучников и тяжёлой конницы для прорыва рядов противника и его окружения в полевом бою. Казан. ханы совершили ряд кр. походов на соседние земли, в т.ч. рус. (1445, 1448, 1505, 1521, 1523, 1536).
Гос. религией в К.х. был ислам (ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями- вакфами. Главой духовенства К.х. являлся сейид. Наиб. изв. сейиды: Бараш (1491-1507), Шейх-Хусейн (1512-16), Беюрган-сеид (1546), Мансур (1546) и Кул Шариф (1552). Все они пользовались большим почётом и уважением, принимали участие в управлении гос-вом и дипл. переговорах казан. ханов. Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы и др. предст. духовенства осуществляли богослужение, а также судопроиз-во по гражд. делам по всей стране. Есть также данные о распространении в ханстве суфизма (братство Накшбандийа ).
В ведении духовенства находились также мектебы и медресе. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и б-ки, к-рыми в 1552 руководил Кул Шариф.
При мн. медресе имелись рукописные б-ки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т. п. Развивалась татар. лит-ра: изв. поэмы Мухаммадьяра "Төхфәи мәрдан" ("Дар мужей", 1539-40) и "Нуры содур" ("Свет сердец", 1542), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?) "Зафар-наме-и вилайет-и Казан" ("Послание о победе Казани", 1550), отд. стихи поэтов Кул Шарифа, Мухаммад-Амина, Гариф-бека и др. Существовала своеобразная историография, дошедшая до нас в отд. родословных и в фольклорной традиции ("Сборник летописей", "Дафтар-и Чингиз-наме"). Высокого уровня достигли строит. дело и архитектура (в т.ч. белокам.), мастерство резчиков, изготавливавших надгробные камни с растительным орнаментом (см. Эпиграфические памятники булгаро-татарские). Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о нек-рых монумент. зданиях - Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть и др.- нам известно из письм. источников (рус. летописи, книга А.М.Курбского "История о великом князе Московском", 1573) и по материалам археол. раскопок последних лет на терр. Казан. кремля. В археол. раскопах Казани и др. нас. пунктов обнаружены фрагменты декор. убранства зданий (резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архит. украшений из резного камня и др.), керамических изделий (хумы, кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви (см. Казанского ханства искусство).
К.х. вело активную внеш. политику. После укрепления внутр. положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439, 1444). В 1445 его сыновья Махмуд и Якуб разгромили под Суздалем войска вел. князя московского Василия II, к-рого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать большой выкуп и платить ежегодную дань (см. Битва под Суздалем). Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается. В1445 его сын Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и Касима, занял престол и правил до 1467. В период его правления установились мирные отношения с Русским гос-вом и оформилась адм.-полит. структура К.х. После смерти Махмуда (1467) ханом стал его ст. сын Халил, в том же году престол занял Ибрагим, но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашён мещерский удельный князь Касим. При поддержке вел. князя московского Ивана III Касим предпринял поход на Казань, но был разбит (1467). Моск.-казан. война (1467-69) завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными. В 1470-е гг. внутр. положение К.х. укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верх. Прикамье и Вятском крае (поход 1478 на г.Хлынов). Ответные атаки рус. войск и ушкуйников были отбиты (1478). После смерти Ибрагима (1479) в К.х. началась междоусобная борьба, в к-рой победу одержал Ильхам (1479-87), изгнавший претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильхама (поход 1482). Предположительно, в 1484-85 Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ на усиление власти Ильхама был организован поход рус. войск на Казань (1487), к-рый закончился её взятием после долгой осады и низложением хана. В период правления хана Мухаммад-Амина (1487-95) К.х. фактически находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внеш. политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493). Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало в 1495 взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки Кул-Мухаммад, Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сиб. царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков, в 1496 на ханский трон был посажен мл. брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить полит. влияние знати (в1499 подавил мятеж во главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами. В 1502 улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи рус. послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать полит. (казнь в 1502 Кул-Мухаммада) и экон. (изменения в системе землевладения) влияние кр. знати и усилить верх. власть. В 1505-07 Мухаммад-Амин нанёс два серьёзных поражения моск. войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между К.х. и Русским гос-вом. После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 возвёл на казан. трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния рус. советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана. В 1521 на казан. престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведён крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные воен. действия против Русского гос-ва: совершил победоносный поход на Москву (1521) и заставил её платить дань К.х. В 1523 Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 на престол К.х. своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 он организовал отпор рус. армии, в 1526-28 заключил мир с Москвой. В 1530 рус. пр-во разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение рус. полкам. Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 пригласил на казан. трон касимовского хана Джан-Али, к-рый с согласия моск. пр-ва женился на Сююмбике- дочери ногайского мурзы Юсуфа. После смерти вел. князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в К.х. резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 Джан-Али, на престол вновь был возведён Сафа-Гирей, к-рый после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике. Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536-37). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, к-рая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казан. знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем). Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см. Казанское восстание 1545-46). Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али. Правление Сафа-Гирея (1546-49) началось с казней его противников- Чуры Нарыкова, Кадыша и др.- и прихода к власти крымских и ногайских беков. После смерти Сафа-Гирея (март 1549) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком. Пользуясь расколом среди казан. знати и ослаблением ханской власти, моск. пр-во начало Казанские походы 1545-52. После неудачных прямых воен. походов Ивана IV на Казань в1551 в устье р.Свияга на подступах к городу была возведена крепость Свияжск, что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Пр-во Сююмбике оказалось в изоляции. Она с сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву. В 1551 при поддержке казан. аристократии: оглана- Худай-Кула, карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) и др.- на престол К.х. вновь взошёл Шах-Али. Решение хана о передаче Русскому гос-ву Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сент. 1551) потребовал от хана вернуть её. Шах-Али не пожелал выполнить это требование и, пользуясь поддержкой рус. гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и ещё 70 беков). После низложения в 1552 Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения К.х., чем воспользовались беки Ислам бей, Кебек и Аликей (сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского султана Ядыгар-Мухаммада (1552). В 1552 был снаряжён большой поход рус. войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2(13) окт. 1552), казан. хан схвачен и увезён в Москву (см. Казанское взятие). Однако население К.х. не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (см. Казанская война 1552-56). К 1557 последние очаги сопротивления были подавлены, К.х. окончательно перестало существовать, а его терр. вошла в состав Русского гос-ва и была передана в ведение Приказа Казанского дворца. Но тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они неск. раз (1572-73, 1581-84) пытались восстановить своё гос-во (см. Восстания в Казанском крае). Период К.х. был важной ступенью в истории и культуре татар. народа. Население ханства стало этнич. основой для формирования совр. татар. народа Поволжья и Приуралья; достижения культуры (языковые, религ. традиции, произведения фольклора и письм. лит-ры) вошли как составная часть в культ.-ист. наследие татар. народа (см. Татары).
Ханы: Улуг-Мухаммад (1438-45), Махмуд (1445-62), Халил (1463-67), Ильхам (1479-84, 1485-87), Мухаммад-Амин (1484, 1487-95, 1502-18), Мамук (1495-96), Абдул-Латиф (1496-1502), Шах-Али (1519-21, 1546, 1551-52), Сахиб-Гирей (1521-24), Сафа-Гирей (1524-31, 1535-45, 1546-49), Джан-Али (1531-35), Утямыш-Гирей (1549-51), Ядыгар-Мухаммад (1552).
Источн.: История о Казанском ханстве. СПб., 1791; Полное собрание русских летописей. СПб., 1859. Т. 8; 1901. Т. 12,13; 1910. Т. 23; М.-Л., 1949. Т. 25; М., 1962. Т. 27; 1963. Т. 28; Л., 1982. Т. 37; Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. К., 1930; История Татарии в документах и материалах. Л., 1937; Казанская история. М.-Л., 1954; Сказание о царстве Казанском. М., 1959; Усманов М.А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. К., 1972; его же. Жалованные акты Джучиева Улуса ХIV-XVI вв. К., 1979; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489-1549 гг. Махачкала, 1995.
Лит.: Баженов И. Казанская история. К., 1848; Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: В 2 ч. СПб., 1863-64; Перетяткович Г.И. Поволжье в XV-ХVI вв. М., 1877; Загоскин Н.П. Спутник по Казани. К., 1895; Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён. СПб., 1907; его же. История татар. М., 1994; Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. К., 1923; Калинин Н.Ф. Казань. К., 1955; Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. К., 1958; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л., 1960; Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV - первой половины XVI вв. // Вопр. истории, филологии и педагогики. К., 1967. Вып. 2; Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. К., 1971. Т. 1; Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. К., 1975; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. М., 1983; Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. К., 1984; Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. К., 1997; его же. От средневековых татар к татарам нового времени. К., 1998; Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. К., 2000; Валеева-Сулейманова Г.Ф. Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. К., 2002; Измайлов И.Л. Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. К., 2003; Атласов Х. Казан ханлыгы. К., 1913; Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. К., 1922; Татар әдәбияты тарихы. К., 1984; Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445-1552: A Study in steppe politics. Harvard University, 1965; Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438-1560). P., 1974.

И.Л.Измайлов.

наверх

Rambler's Top100