|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО,
феод. гос-во в Ср. Поволжье и Прикамье в 1438 (по другой версии, в 1445)- 1552. Образовалось на терр. Волжской Булгарии
(Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество)
в период распада
Золотой Орды.
Основатель-
Улуг-Мухаммад,
пришедший к власти в Казани при поддержке местной знати. При нём и его ближайших потомках терр. ханства расширялась за счёт присоединения других
земель Прикамья и Юж. Приуралья. Ко 2-й пол. 15 в., в период наивысш. могущества, К.х. включало терр. до басс. р.Сура на З., до р.Белая на В., до
Самарской Луки на Ю., до Верх. Прикамья и Вятской земли на С.
Адм. устройство было традиционным для ср.-век. тюрко-татар. гос-в, К.х. состояло из кр. округов -
даруг,
включавших зависимые области. Первонач. было 4 даруги:
Алатская
(Сев. Приказанье),
Арская
(Сев.-Вост. Приказанье),
Галицкая
(Сев.-Зап. Приказанье, возможно, и
Горная сторона-
Тауиле),
Зюрейская
(Центр. Предкамье). Позднее была образована
Ногайская даруга
(Юж. Предкамье и Приказанье, частично Горная сторона) для "кормления" ногайцев. Управляли даругами обычно карачибеки или знатные
эмиры, беки.
Даруги делились на
улусы
("сотни"), к-рые объединяли земли неск. поселений. Как правило, они соответствовали терр. общинам -
джиенам
(напр., Ашыт, Байтеряк, Кирэм, Кушкапка, Мукши, Тукташ, Чабыр). На терр. К.х. насчитывалось св. 700 нас. пунктов. Во главе улусов стояли улусные,
сотные эмиры
(хакимы), мурзы,
старшины и т. д., к-рые осуществляли сбор налогов, судопроиз-во, набор воен. ополчения и командование им. Столица ханства- Казань. Другие города
К.х.:
Алат, Арча, Кашан, Болгар, Иски-Казань,
Лаеш, Тетюши, Чаллы- были центрами даруг, экон., религ. и культ. жизни населения. Во главе их стояли эмиры.
На землях К.х. жили тюркоязычные (татары, ногаи, предки совр. чувашей и башкир) и финно-угорские (предки совр. марийцев, удмуртов, мордвы)
народы. Знать именовалась татарами, а осн. население чаще всего определяло себя по религ. признаку - мусульмане. Наиб. распространённым (разг. и
офиц.) языком в К.х. был тюрк. (в форме
поволжского тюрки),
на к-ром осуществлялось делопроиз-во, велась дипл. переписка. Осн. занятия населения- земледелие (на основе трёхпольной системы и степного
перелога), скот-во, бортничество, рыб-во. В городах, особенно крупных, развивались ремесл. произ-ва- железоделательное, оружейное, гончарное,
ювелирное, кож., деревообр. и др. Важной отраслью х-ва была торговля, как местная - с Верх. Прикамьем и Юж. Уралом, так и междунар. - с Русью,
странами Ср. Азии и Кавказа. Наиб. важные предметы вывоза- меха, кожаные изделия, мёд, хлеб; ввоза - предметы роскоши, дорогое оружие, ткани,
пряности, скот и др. Наиб. изв. ярмарки-
Ташаяк,
на
Гостином острове, Арском поле.
Верх. власть в К.х. принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее - из династии
Кичи-Мухаммада,
в 1518-52 (с перерывами) - Гирея (см. Гиреи), в 1521-51 (с перерывами) - Шибана, в 1552 -
Ахмада.
Ханами могли быть только
Чингисиды,
исповедовавшие ислам. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (напр., в
хутбе),
они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие гос. функции. Фактически же власть в К.х. принадлежала дивану, состоявшему из предст.
высш. татар. знати; решающую роль внём играли карачибеки из правящих родов
Ширин, Аргын, Барын
и
Кипчак.
Высш. адм. и воен. власть осуществлял улуг (вел.) карачибек, к-рый чаще всего назначался из предст. рода Ширин
(Булат Ширин,
его сын
Нур-Али).
Социальная орг-ция знати в К.х. имела иерархическую систему, связанную с правами на землевладение (или взимание определ. налога), за к-рые их
обладатели были обязаны служить своему сюзерену. Владение разделялось на условное -
суйургал
ибезусловное или частично безусловное -
тархан
(освобождение от всех или части налогов и пошлин). Высш. слой знати составляли потомки Джучи -
огланы, султаны,
беки, в т.ч. карачибеки и эмиры, далее мурзы, слой рыцарства
(чура)
- бахадуры
(батыры)
и казаки. Важнейшие дела в гос-ве (возведение на престол ханов, их низложение, объявление войны, заключение мира и т.д.) решались на собраниях
знати-
курултаях.
Осн. масса населения состояла из податного сословия
(кара халык),
платившего налоги хану или феодалу. Гл. налогом был
ясак
(ясак-калан). Кроме того, взимались поземельные и подоходные налоги и пошлины (салыг муссама, тамга-тартнак, харадж и др.), накладывались
различные повинности: поставка провианта войскам, властям (анбар-малы, улуфа-сусун и пр.), ямская (илчи-кунак) и др. Существовали также ряд
налогов на мусульман в пользу духовенства
(гошер, закят),
дани и налоги (джизья), к-рые платило зависимое немусульм. население. Число налогов и повинностей доходило до 16; их сбором ведали чиновники св.
10 категорий. Население зависимых от К.х. областей также платило пошлины, ясак в пользу хана и отд. феодалов и выполняло различные повинности
(см.Сахиб-Гирея ярлык).
Войско К.х. состояло из ополчений различных даруг и городов, личных отрядов хана и знати, а также из войск союзников (числ. 30-50 тыс. чел.).
Костяком армии была знать, к-рая составляла кадры военачальников и проф. воинов, гл. обр. тяжеловооруж. кавалеристов (5-10 тыс. чел.).
Вспомогательную роль в бою играла пехота. В полевых сражениях и при обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. При действиях на реках
использовался боевой и трансп. флот. Оперативное и тактическое воен. иск-во было довольно развито, применялись манёвры и охваты противника,
активная оборона, чередование ударов лучников и тяжёлой конницы для прорыва рядов противника и его окружения в полевом бою. Казан. ханы совершили
ряд кр. походов на соседние земли, в т.ч. рус. (1445, 1448, 1505, 1521, 1523, 1536).
Гос. религией в К.х. был
ислам
(ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями-
вакфами.
Главой духовенства К.х. являлся
сейид.
Наиб. изв. сейиды: Бараш (1491-1507), Шейх-Хусейн (1512-16),
Беюрган-сеид
(1546),
Мансур
(1546) и
Кул Шариф
(1552). Все они пользовались большим почётом и уважением, принимали участие в управлении гос-вом и дипл. переговорах казан. ханов.
Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы
и др. предст. духовенства осуществляли богослужение, а также судопроиз-во по гражд. делам по всей стране. Есть также данные о распространении в
ханстве суфизма (братство
Накшбандийа ).
В ведении духовенства находились также мектебы и медресе. Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и
б-ки, к-рыми в 1552 руководил Кул Шариф.
При мн. медресе имелись рукописные б-ки, работали переписчики книг. О грамотности и уровне культуры народа свидетельствуют надписи на
сохранившихся предметах обихода, надгробиях и т. п. Развивалась татар. лит-ра: изв. поэмы
Мухаммадьяра
"Төхфәи мәрдан" ("Дар мужей", 1539-40) и "Нуры содур" ("Свет сердец", 1542), произведение Шарифи Хаджитархани (Кул Шариф?)
"Зафар-наме-и вилайет-и Казан" ("Послание о победе Казани", 1550), отд. стихи поэтов Кул Шарифа,
Мухаммад-Амина,
Гариф-бека и др. Существовала своеобразная историография, дошедшая до нас в отд. родословных и в фольклорной традиции ("Сборник летописей",
"Дафтар-и Чингиз-наме"). Высокого уровня достигли строит. дело и архитектура (в т.ч. белокам.), мастерство резчиков, изготавливавших надгробные
камни с растительным орнаментом (см.
Эпиграфические памятники булгаро-татарские).
Памятники архитектуры этого периода не сохранились, но о нек-рых монумент. зданиях -
Даирова баня, Кул Шарифа мечеть, Отучева мечеть, Нур-Али мечеть
и др.- нам известно из письм. источников (рус. летописи, книга А.М.Курбского "История о великом князе Московском", 1573) и по материалам археол.
раскопок последних лет на терр. Казан. кремля. В археол. раскопах Казани и др. нас. пунктов обнаружены фрагменты декор. убранства зданий (резные
алебастровые плиты с арабесковыми узорами, детали архит. украшений из резного камня и др.), керамических изделий
(хумы,
кувшины, чаши, тарелки срезным орнаментом и подглазурной росписью), остатки кожаной обуви
(см. Казанского ханства искусство).
К.х. вело активную внеш. политику. После укрепления внутр. положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439,
1444). В 1445 его сыновья
Махмуд
и Якуб разгромили под Суздалем войска вел. князя московского Василия II, к-рого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать
большой выкуп и платить ежегодную дань (см.
Битва под Суздалем).
Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается. В1445 его сын Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и
Касима,
занял престол и правил до 1467. В период его правления установились мирные отношения с Русским гос-вом и оформилась адм.-полит. структура К.х.
После смерти Махмуда (1467) ханом стал его ст. сын
Халил,
в том же году престол занял
Ибрагим,
но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашён мещерский удельный князь Касим. При поддержке вел. князя московского Ивана
III Касим предпринял поход на Казань, но был разбит (1467). Моск.-казан. война (1467-69) завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными.
В 1470-е гг. внутр. положение К.х. укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верх. Прикамье и Вятском крае (поход 1478 на г.Хлынов).
Ответные атаки рус. войск и
ушкуйников
были отбиты (1478). После смерти Ибрагима (1479) в К.х. началась междоусобная борьба, в к-рой победу одержал Ильхам (1479-87), изгнавший
претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильхама (поход 1482).
Предположительно, в 1484-85 Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ на усиление власти Ильхама был организован поход рус.
войск на Казань (1487), к-рый закончился её взятием после долгой осады и низложением хана. В период правления хана Мухаммад-Амина (1487-95) К.х.
фактически находилось под
московским протекторатом
и проводило единую с Москвой внеш. политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493). Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало
в 1495 взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки
Кул-Мухаммад,
Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сиб. царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков, в 1496 на ханский
трон был посажен мл. брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить полит. влияние знати (в1499 подавил мятеж во
главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами. В 1502 улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи рус.
послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать полит. (казнь в 1502 Кул-Мухаммада) и экон. (изменения в
системе землевладения) влияние кр. знати и усилить верх. власть. В 1505-07 Мухаммад-Амин нанёс два серьёзных поражения моск. войскам под Казанью,
заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между К.х. и Русским
гос-вом. После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 возвёл на казан. трон касимовского
хана
Шах-Али,
обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния рус. советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый
заговор знати и изгнание хана. В 1521 на казан. престол при поддержке своей матери, царицы
Нур-Султан,
был возведён крымский султан
Сахиб-Гирей.
Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные воен. действия против Русского гос-ва: совершил победоносный поход на Москву (1521) и
заставил её платить дань К.х. В 1523 Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил
вернуться в Крым, посадив в 1524 на престол К.х. своего племянника
Сафа-Гирея.
При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 он организовал отпор рус. армии, в 1526-28 заключил мир с Москвой.
В 1530 рус. пр-во разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение
рус. полкам. Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники
казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике
Гаухаршад,
Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 пригласил на казан. трон касимовского хана
Джан-Али,
к-рый с согласия моск. пр-ва женился на
Сююмбике-
дочери ногайского мурзы Юсуфа. После смерти вел. князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в К.х. резко ослабело, что вызвало мятеж
знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 Джан-Али, на престол вновь был возведён Сафа-Гирей, к-рый
после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике. Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536-37). По
мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, к-рая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ
на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казан. знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе
с
Чурой Нарыковым,
сейидом Беюрганом и беком Кадышем). Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см.
Казанское восстание 1545-46).
Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али. Правление Сафа-Гирея (1546-49)
началось с казней его противников- Чуры Нарыкова, Кадыша и др.- и прихода к власти крымских и ногайских беков. После смерти Сафа-Гирея (март
1549) власть перешла к
Утямыш-Гирею,
его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом
Кошчаком.
Пользуясь расколом среди казан. знати и ослаблением ханской власти, моск. пр-во начало
Казанские походы 1545-52.
После неудачных прямых воен. походов Ивана IV на Казань в1551 в устье р.Свияга на подступах к городу была возведена крепость
Свияжск,
что способствовало переходу на сторону царя населения Горной стороны, недовольного засильем крымцев. Пр-во Сююмбике оказалось в изоляции. Она с
сыном попыталась бежать в Ногайскую Орду, но была схвачена. Кошчак и его люди были казнены, Сююмбике и Утямыш-Гирей отправлены в Москву. В 1551
при поддержке казан. аристократии: оглана-
Худай-Кула,
карачибека Нур-Али, Кул Шарифа, эмира Бейбарса (сына Раста) и др.- на престол К.х. вновь взошёл Шах-Али. Решение хана о передаче Русскому гос-ву
Горной стороны вызвало недовольство знати. Большой курултай (14 (24) сент. 1551) потребовал от хана вернуть её. Шах-Али не пожелал выполнить это
требование и, пользуясь поддержкой рус. гарнизона, начал репрессии против знати (были убиты сыновья эмира Раста и ещё 70 беков). После низложения
в 1552 Шах-Али казанцы выбрали посольство для принятия присяги царю Ивану IV. Это вызвало резкое недовольство части аристократии и населения
К.х., чем воспользовались беки
Ислам бей, Кебек
и
Аликей
(сыновья Нарыка), поднявшие восстание против русских. Казанцы уничтожили гарнизон и начали войну с Русью, пригласив на престол астраханского
султана
Ядыгар-Мухаммада
(1552). В 1552 был снаряжён большой поход рус. войск на Казань. В ходе 49-дневной осады город был взят штурмом (2(13) окт. 1552), казан. хан
схвачен и увезён в Москву (см.
Казанское взятие).
Однако население К.х. не смирилось с потерей своей государственности и развернуло упорное сопротивление захватчикам (см.
Казанская война 1552-56).
К 1557 последние очаги сопротивления были подавлены, К.х. окончательно перестало существовать, а его терр. вошла в состав Русского гос-ва и была
передана в ведение Приказа Казанского дворца. Но тягу коренных народов к свободе сразу подавить не удалось, и они неск. раз (1572-73, 1581-84)
пытались восстановить своё гос-во (см.
Восстания в Казанском крае).
Период К.х. был важной ступенью в истории и культуре татар. народа. Население ханства стало этнич. основой для формирования совр. татар. народа
Поволжья и Приуралья; достижения культуры (языковые, религ. традиции, произведения фольклора и письм. лит-ры) вошли как составная часть в
культ.-ист. наследие татар. народа (см.
Татары).
Ханы: Улуг-Мухаммад (1438-45), Махмуд (1445-62), Халил (1463-67), Ильхам (1479-84, 1485-87), Мухаммад-Амин (1484, 1487-95, 1502-18), Мамук
(1495-96), Абдул-Латиф (1496-1502), Шах-Али (1519-21, 1546, 1551-52), Сахиб-Гирей (1521-24), Сафа-Гирей (1524-31, 1535-45, 1546-49), Джан-Али
(1531-35), Утямыш-Гирей (1549-51), Ядыгар-Мухаммад (1552).
Источн.: История о Казанском ханстве. СПб., 1791; Полное собрание русских летописей. СПб., 1859. Т. 8; 1901. Т. 12,13; 1910. Т. 23; М.-Л., 1949.
Т. 25; М., 1962. Т. 27; 1963. Т. 28; Л., 1982. Т. 37; Рахим А. Татарские эпиграфические памятники XVI в. К., 1930; История Татарии в документах
и материалах. Л., 1937; Казанская история. М.-Л., 1954; Сказание о царстве Казанском. М., 1959; Усманов М.А. Татарские исторические источники
XVII-XVIII вв. К., 1972; его же. Жалованные акты Джучиева Улуса ХIV-XVI вв. К., 1979; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Посольские
книги по связям России с Ногайской Ордой. 1489-1549 гг. Махачкала, 1995.
Лит.:
Баженов И. Казанская история. К., 1848; Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах: В 2 ч. СПб., 1863-64; Перетяткович
Г.И. Поволжье в XV-ХVI вв. М., 1877; Загоскин Н.П. Спутник по Казани. К., 1895; Рычков Н.И. Опыт Казанской истории древних и средних времён.
СПб., 1907; его же. История татар. М., 1994; Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. К., 1923; Калинин Н.Ф. Казань. К., 1955;
Мухамедьяров Ш.Ф. Земельные правоотношения в Казанском ханстве. К., 1958; Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л., 1960;
Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV - первой половины XVI вв. // Вопр. истории, филологии и педагогики. К., 1967. Вып. 2;
Чернышёв Е.И. Селения Казанского ханства (по писцовым книгам) // Археология и этнография Татарии. К., 1971. Т. 1; Фахрутдинов Р.Г.
Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и её территория. К., 1975; Мухамадиев А.Г. Булгаро-татарская монетная система XII-XV вв. М.,
1983; Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. К., 1984; Исхаков Д.М. Сеиды в позднезолотоордынских татарских государствах. К., 1997; его
же. От средневековых татар к татарам нового времени. К., 1998; Халитов Н.Х. Архитектура ханской Казани. К., 2000; Валеева-Сулейманова Г.Ф.
Искусство Казанского ханства: раритеты и методика их изучения // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. К., 2002; Измайлов И.Л.
Завоевание Казанского ханства: причины и последствия // Татарский народ после 1552 года: потери и приобретения. К., 2003; Атласов Х. Казан
ханлыгы. К., 1913; Губайдуллин Г.С. Татар тарихы. К., 1922; Татар әдәбияты тарихы. К., 1984; Keenan E. Moscovy and Kazan. 1445-1552:
A Study in steppe politics. Harvard University, 1965; Pelenski J. Russian and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438-1560). P., 1974.
И.Л.Измайлов.
наверх
|