|
>
Статьи энциклопедии
Статьи энциклопедииИз Татарской энциклопедии:НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
КАЗАНСКОГО ХАНСТВА ИСКУССТВО.
Сложилось на основе традиций иск-ва Волжской Булгарии
(см. Булгарское искусство)
и Золотой Орды
(см. Золотоордынское искусство).
Развивалось под влиянием стиля т. н. вост., или мусульм., барокко, в русле эстетических канонов ислама, под влиянием культуры Османской Турции,
Крыма, Ирана, Азербайджана. О К.х.и. свидетельствуют археол. находки в Казан. кремле и городище Иски-Казань: фрагменты декор. убранства зданий,
в т.ч. резные алебастровые плиты с арабесковыми узорами, майоликовые изразцы и различные образцы из резного камня, а также изделия из гончарной и
поливной керамики (амфоровидные хумы, корчаги, кувшины, чаши, тарелки, чернильницы и др.), украшенные резным орнаментом и подглазурной росписью,
кумганы с лепными зооморфными мотивами - головами петухов, баранов, коней
(см. Керамика художественная),
остатки кожаной обуви, декорированной худож. тиснением и узорной вышивкой шёлком. В коллекциях Оружейной палаты Моск. Кремля, Гос. музея
этнографии народов России в С.-Петербурге, Нац. музее РТ и др. музеев хранятся уникальные образцы торевтики: винный кувшин из латуни с
прочеканенным узором, гравированными араб. вязью поэтическими строфами и надписью на ручке "Медник Эмин-хана - Насыр" (хан Мухаммед Эмин правил
в 1484-1518), знаменитая
"Казанская шапка",
зол. филигранные поясные застёжки и декор. пуговицы от костюмов казан. знати, коранница, золотошвейное покрывало и др. высокохудож. произведения
декор. иск-ва. В рус. летописях и др. док. источниках имеются сведения о ханских регалиях, драгоценных украшениях и утвари, златотканых костюмах
и оружии, увезённых после завоевания Казани (1552) в "государеву казну": "Взяша же безчисленная злата и серебра, и жемчугу, и камения драгого,
и светлых портиц златых, и красных поволок драгих, и сосудов сребряных и златых, и всецех, им же несть числа" ("Сказание о царстве Казанском").
Надгробия на старинных татар. кладбищах свидетельствуют о худож. традициях резьбы по камню. Отд. их образцы (выс. до 2,5 м) отличаются
совершенством техники резьбы, выполненной в довольно высоком рельефе, и богатством орнаментального декора, несущего черты "восточной
барочности". Для К.х.и. характерны: узоры в виде пышно разросшегося цветочного букета, часто в вазоне, вырезавшиеся на обратной стороне
надгробий по всей их высоте; живописные композиции цветочно-растительного орнамента в виде полурозеток, заключённые в килевидное или
стрельчатое завершение арки надгробий, и розеток-медальонов на обеих сторонах; узоры арабескового характера и изящные надписи араб. шрифтом
(почерк "сульс"). К.х.и. оказало определ. воздействие на творчество рус. мастеров, использовавших характерные для него мотивы орнамента (лотос,
тюльпан, цветочные букеты, вазоны и др.) в убранстве архитектуры, тканей, ювелирных изделий и в таких предметах обихода, как рус. кумганы,
копировавшие татар. образцы. Особенно ярко татар. влияние проявилось в покрое и назв. боярской одежды, головных уборов и обуви 16-17 вв.
(казакин, епанча; тафья, башлык; ичетыги (ичиги), башмаки и др.).
Г.Ф.Валеева-Сулейманова. |
|||||||||||||
| ||||||||||||||
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru |