|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА ТАТАРСКАЯ,
берёт начало от общетюрк. памятников 6-12 вв. и фольклорного наследия. Др.-тюрк. тексты, рунические эпитафийные памятники, "Словарь тюркских
наречий"
Махмуда Кашгари,
поэма "Благодатное знание"
Ю.Баласагуни,
произведения поэтов 12 в.
А.Югнаки, А.Ясави, С.Бакыргани
составляют фундамент Л.т. Ранним образцам словесного иск-ва присущи синкретизм, близость к фольклору, тесная связь с языческими верованиями и с
религией, тематическое и жанровое разнообразие.
Последующая судьба тюрко-татар. лит-ры органически связана с исламом и Востоком, в первую очередь с арабо-перс. и тюрк. лит-рами. Классические
сочинения мусульм. Востока, особенно произведения
аль-Маарри,
аль-Газали Абу Хамида,
Фирдоуси, Низами Гянджеви, Аттара, Саади, Руми, Навои,
а также книги
"Калила ва Димна", "Тысяча и одна ночь", "Тути-наме", "Мухаммадия"
и др. не только читались в оригинале, переводах и переложениях, но и служили основой для создания новых сочинений. Система араб. стихосложения
аруз,
отд. жанры и поэтические формы, худож. приёмы и средства лит-р мусульм. Востока прочно утвердились в татар. словесном иск-ве. Важным этапом в
освоении эстетического опыта вост. лит-р является поэма "Кысса-и Йусуф" (нач. 13 в.) булгаро-татар. поэта
Кул Гали.
В ней художественно воплощены мечты о совершенном человеке, справедливом правителе. Поэма Кул Гали на протяжении веков остаётся одной из любимых
книг татар и др. тюркоязычных народов.
В период Золотой Орды (13-15 вв.) тюрко-татар. лит-ра достигла высокого уровня развития. Активно развивались жанры
газель, касыда, мадхия, марсия, рубаи, фард,
стихотв. роман,
хикаят, кысса, дастан, повесть, "ящичная композиция"
и др. Произведения "Кыссас аль-анбия"
Рабгузи,
"Хосров и Ширин"
Кутба,
"Мухаббат-наме"
Хорезми,
"Путь в рай"
Махмуда Булгари,
"Джумджума-султан"
Хисама Кятиба,
"Книга Гулистан на тюрки", "Сухаиль и Гульдурсун"
Саифа Сараи,
лирические стихотворения
Ахмада Ходжи ас-Сараи, Мавля Казый Мухсина
и др. авторов характеризуются идейно-тематическим богатством, гуманистическим содержанием, поэтическим совершенством, изяществом языка и стиля.
Одним из популярных поэтических произведенией является
"Кисекбаш китабы"
неизв. автора (14-15 вв.), фольклорно-мифологический сюжет к-рого пронизан мусульм. идеологией. Позднее
Г.Тукай
написал назиру (подражание) "Сенной базар, или Новый Кисекбаш", придав сюжету совр. сатирическую направленность. В сер. 15 в. на основе синтеза
письм. и устной лит-р был созд. дастан
"Идегей",
отражающий сложные и трагические страницы истории тюрко-татар. народа. В Казанском, Астраханском, Сибирском, Ногайском и др. татар. ханствах,
унаследовавших материальные и духовные достижения Золотой Орды, создавали свои произведения
Умми Камал, Асан Кайгы, Мухаммад-Амин
аль-Булгари,
Кул Шариф
и др. писатели. В поэмах "Дар мужей", "Свет сердец"
Мухаммадьяра
воспеваются благородные гуманистические устремления и добродетельные поступки, выражается сострадание простым людям, в подтексте поэм чувствуется
тревога автора за судьбу своей родины. В соч. "Книга побед Казанского края" Кул Шарифа описываются героическая борьба жителей осаждённой Казани
против агрессии Москвы, красота Казани, утверждается её значимость для татар. народа и гос-ва.
В сер. 16 в. поволж. татары лишились государственности, подверглись христианизации и русификации, что крайне отрицательно повлияло на развитие Л.
т. Были уничтожены ценные памятники письменности, подорваны творческие силы народа. Несмотря на это, татар. словесное иск-во не прекратило своего
существования, продолжали создаваться (хотя и в небольшом кол-ве) новые произведения.
В хикметах поэта 2-й пол. 17 в.
Мавля Колыя,
произведениях его современника
Габди
отражаются важные обществ. и нравственные проблемы эпохи. Для стихов
Габдессаляма ибн Ураи
характерны эмоциональность, близость фольклорным произведениям, особенно нар. песням.
Л. т. последней трети 18 - 19 вв. присущи просветительский характер, религ.-дидактическая тематика, продолжение традиций ср.-век. романтизма. В
стихотворениях и поэмах
Утыз Имяни, Гали Чокрыя, Акмуллы
воспеваются знания, разум, человечность, ощущается стремление создать образ идеального в нравственном отношении человека.
А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки
продолжили традиции религ.-суфийской лит-ры средневековья в плане худож. отображения внутр. мира человека. "Послание Газизе"
Т.Ялчыгула
сыграло большую роль в религ.-нравственном воспитании неск. поколений татар. Новую страницу в развитии татар. поэзии 19 в. открыло творчество
Г.Кандалыя.
Его задушевная лирика, близкая нар.-песенному ладу, романтические поэмы о любви не утратили худож. ценности. Писатели-энциклопедисты
К.Насыри, Р.Фахретдин
внесли большой вклад в развитие татар. просветительской лит-ры. Поэмы о возвышенной любви "Сказание о Тахире и Зухре", "Сказание о юноше-джигите"
А.Курмаши,
написанные на основе традиционных сюжетов, были очень популярны не только у татар, но и у других тюрк. народов. В 18-19 вв. в Л. т.
активизировались такие жанры, как
саяхатнаме,
повесть, хикаят, дастан, мадхия, марсия и др. В последней четв. 19 в. появились драмы
Г.Ильяси, Ф.Халиди.
На основе творческого освоения традиций франц., рус. и тур. детективной лит-ры создал свои изв. романы "Тысячи, или Красавица Хадича" и "Великие
грехи"
З.Бигиев.
Вслед за этими произведениями появились реалистические рассказы и повести
Ф.Карими, Ш.Мухаммадова, З.Хади,
в к-рых различные характеры и типы героев были выведены из совр. татар. жизни. Во 2-й пол. 19 в., особенно в нач. 20 в., в татар. словесном
иск-ве возросла роль рус. и через неё- зап.-европ. лит-ры. Мн. произведения франц. авторов читались татарами в тур. переводах.
Со 2-й пол. 19 в. начался сложный процесс развития худож. мышления благодаря синтезу достижений вост. и зап. цивилизаций, к-рый лёг в основу
ренессансной лит-ры нач. 20 в., назв. в истории Л. т. "золотым периодом".
В нач. 20 в. глобальные социальные потрясения привели в движение широкие массы, вовлекли их в борьбу за нац. интересы, демократию и раскрепощение
личности. За считанные годы татар. книгопечатание, период. издания, просвещение, т-р, наука достигли невиданного ранее расцвета, получили
развитие в Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани, Самаре, Москве, Петербурге, Уральске, Ташкенте и др. городах. Л. т., опираясь на собств.
многовековые достижения, творчески осваивая худож.-эстетический опыт Востока и Запада, прошла ускоренный путь развития, сделав скачок от
просветительского к критическому реализму и к романтизму. Озарённая гением Г.Тукая, блеском таланта
Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, Ф.Амирхана, Дэрдменда, Г.Камала
и др. мастеров слова, Л. т. в нач. 20 в. достигла больших высот в раскрытии насущных проблем татар. народа, в освещении его духовной жизни.
Реалистическое направление ярко проявилось в поэзии Тукая, романах, повестях, драматургии, особенно в проникнутом острой тревогой за судьбу нации
программном публицист. произведении "Исчезновение через двести лет" Г.Исхаки, в комедиях и драмах Г.Камала, в творчестве Ф.Амирхана,
Ш.Камала.
Романтизм нашёл воплощение в рассказах и ром. "Молодые сердца" Г.Ибрагимова, в драматургии
М.Файзи,
бунтарской лирике
С.Рамеева,
творчестве
Н.Думави
и
Ш.Бабича.
Наследие классиков Л. т. нач. 20 в. отличается идейно-тематическим богатством, жанрово-стилистическим разнообразием, совершенством поэтического
слога. Наряду с реализмом и романтизмом, в Л. т. этого периода обнаруживаются черты модернистского иск-ва, в частности символизма, проявившие
себя в печальной лирике Дэрдменда, в ряде новелл Ш.Камала, рассказах
Г.Губайдуллина
и др. При всём разнообразии творческих поисков авторов объединяют раздумья о будущем татар. народа, сохранении его как нации- со своим
неповторимым языком и менталитетом.
После Окт. рев-ции резко изменились тональность и тематико-филос. направленность Л.т. Социальные потрясения высвободили творческую энергию масс,
и культ. взрыв 1920-х гг. породил новые тенденции, трансформируя традиции "золотого периода" Л.т. нач. 20 в. Возникло яркое и неоднозначное
явление - сов. лит-ра. Выросла плеяда писателей, готовых воспевать новые идеалы и обличать прежние. Но были и те, кто пытался объективно
разобраться в происходящем, а нек-рые, например Г.Исхаки, были вынуждены эмигрировать. Осн. часть писателей стала сотрудничать с новой властью, в
т.ч. Г.Ибрагимов,
К.Тинчурин, Ф.Бурнаш, Ш.Усманов
(жизнь к-рых трагически оборвалась в годы сталинских репрессий),
М.Гафури,
Ш.Камал, Г.Камал и др. Дэрдменд, Ф.Амирхан, С.Рамеев,
С.Сунчелей,
Н.Думави, проявляя пассивный протест против диктатуры пролетариата, отошли от активной общест.-лит. деятельности.
В татар. сов. лит-ре появились новые имена:
Х.Такташ, Х.Туфан
(в творчестве к-рых в 1920-е гг. наиб. расцвета достиг жанр поэмы),
М.Джалиль, С.Баттал, Ш.Маннур
и др. Произошёл взлёт в драматургии, начавшийся с "Трагедии сынов земли" Х.Такташа, продолжившийся в творческих поисках К.Тинчурина,
Н.Исанбета, Т.Гиззата,
позднее - в драматургии
Х.Вахита, А.Гилязова.
Мн. писатели в своем творчестве, преодолевая идеологическую заданность, в стремлении к иссл. глубин нар. жизни вырывались за рамки соц. реализма,
их произведения отличались многообразием изобразительно-выразительных средств. Романы "Глубокие корни" Г.Ибрагимова, "Муть", "Мухаджиры"
М.Галяу,
повести "Неотосланные письма" А.Кутуя, "Сиваш" Г.Баширова, "Перстень"
Ф.Хусни,
поэмы "Алтынчеч" и "Письмоносец" М.Джалиля, "Шумное утро"
Ф.Карима,
"Флейты"
А.Файзи
являются яркой страницей в истории нац. лит-ры. Л.т. 1941-45 передаёт всю гамму чувств, пережитых народом в воен. время; это нашло отражение в
"Моабитской тетради" М.Джалиля, заявившего о татар. народе на весь мир, в романтико-патриотической поэзии Ф.Карима, в творчестве
Н.Баяна, Н.Арсланова, Ш.Мударриса,
в прозе
А.Абсалямова, И.Гази
и др.
В послевоен. время Л.т., после своего взлёта в период Вел. Отеч. войны, оказалась неподготовленной к трудностям мирного времени; появились
произведения, уводившие от острых социальных проблем, односторонне, неоправданно оптимистически изображавшие действительность. Годы "оттепели"
(1960-е гг.) были ознаменованы надеждой на демокр. перемены и нац. возрождение, на устранение гнёта гос-ва и личную свободу. К читателю вернулись
мн. "закрытые" имена: Х.Туфан, Ф.Бурнаш, К.Тинчурин, М.Галяу и др. Интерес к нац. характеру, духовному миру обозначился в прозе Г.Баширова,
Ф.Хусни,
А.Еники, М.Амира, А.Расиха, Г.Ахунова, М.Юнуса,
в поэзии Х.Туфана,
С.Хакима,
Н.Арсланова,
Г.Афзала, С.Сулеймановой, А.Баяна, Ш.Галиева,
Роберта
Ахметзянова,
в драматургии Р.Ишмурата,
Т.Миннуллина,
Ш.Хусаинова,
И.Юзеева, Р.Мингалима, Р.Хамида, Ю.Сафиуллина, Д.Салихова
и др. На волне демокр. перемен в поэзию пришли
А.Рашит, Ф.Яруллин,
Рашит
Ахметзянов, Р.Харис, Р.Гатауллин, К.Сибгатуллин, Р.Файзуллин, Л.Шагирзян, Х.Аюпов, М.Аглямов, Н.Ахмадеев, Зульфат, З.Мансуров, Р.Низамиев
и др. В 1970-80-е гг. формировалась т. н. деревенская проза как реакция на экол. и социальные перемены и результат осмысления
социально-нравственных проблем села, судеб крест-ва
(Р.Тухватуллин, М.Магдеев,
Хасан
Сарьян, Б.Камалов, В.Нуруллин, Ф.Садриев).
В годы перестройки (1990-е гг.) на первый план выдвинулся ист. роман с подчёркнутым интересом к переломным моментам жизни татар. народа и его
государственности (романы
Н.Фаттаха
"Свистящие стрелы",
М.Хабибуллина
"Кубрат-хан",
Р.Батуллы, Ф.Латыфи, С.Шамси, В.Имамова).
Более объективно и глубоко стала освещаться воен. тема
(Х.Камалов, М.Юнус).
В 1980-90-е гг. в Л.т. активно вторгается тема ГУЛАГа, сталинских лагерей ("Колымские рассказы"
И.Салахова,
"Давайте помолимся"
А.Гилязова,
"Трагедия"
Г.Тавлина,
"Проклятые годы"
Р.Карами).
Расширение диапазона реализма и романтизма, обращение к приёмам модернизма для раскрытия возможностей человеческого разума обогатили поэтику
татар. лит-ры. Таковы произведения "Лесные демоны"
Г.Гильманова,
"Домовой"
М.Гилязова,
"Месть белого журавля"
Н.Гиматдиновой,
"Луг"
Ф.Байрамовой.
С кон. 1980-х - нач. 1990-х гг. лит-ра становится ареной борьбы за возрождение татар. нации, восстановление её государственности, сохранение
культуры, языка. Появились писатели, для к-рых характерны ярко выраженная нравственно-филос. оценка прошлого и настоящего, острая тревога за
будущее народа; реализм стал принимать нац. окраску
(А.Халим, А.Адиль,
Ф.Байрамова, Рашит Ахметзянов,
Г.Муратов, З.Хаким, З.Хуснияр, Р.Зайдулла).
В кон. 20 в. в лит-ру пришли молодые писатели: Сулейман, Р.Аймат, Л.Янсуар, М.Закир и др., чьи творческие поиски позволяют оптимистически
оценивать будущее татар. лит-ры. См. также
Драматургия татарская, Поэзия татарская, Проза татарская.
Лит.:
История татарской советской литературы. М., 1965; Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX в. - К., 1966; Гиниятуллина А.
Писатели Советского Татарстана: Библиогр. справочник. К., 1970; Гайнуллин М. Татарская литература XIX в. К., 1975; Галиуллин Т. Здравствуй,
поэзия. Очерки о современной татарской поэзии. М., 1987; Миннегулов X. Татарская литература и Восточная классика. К., 1993; Средневековая
татарская литература VIII-XVIII вв. К., 1999; История татарской литературы нового времени. К., 2003; Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Совет Татарстаны
язучылары: Биобиблиографик белешмә. К., 1986; Татар әдәбияты тарихы: 6 томда. К., 1984-2001.
Х.Ю.Миннегулов, Т.Н.Галиуллин.
наверх
|