НОВЫЙ САЙТ ИТЭР
Общие сведения
Новости
Ученый совет
Подразделения
Издания
Аспирантура
Контакты
Статьи энциклопедии
Фотогалерея
Конференции
К 70-летию Победы
>  Статьи энциклопедии


Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА ТАТАРСКАЯ, берёт начало от общетюрк. памятников 6-12 вв. и фольклорного наследия. Др.-тюрк. тексты, рунические эпитафийные памятники, "Словарь тюркских наречий" Махмуда Кашгари, поэма "Благодатное знание" Ю.Баласагуни, произведения поэтов 12 в. А.Югнаки, А.Ясави, С.Бакыргани составляют фундамент Л.т. Ранним образцам словесного иск-ва присущи синкретизм, близость к фольклору, тесная связь с языческими верованиями и с религией, тематическое и жанровое разнообразие.
Последующая судьба тюрко-татар. лит-ры органически связана с исламом и Востоком, в первую очередь с арабо-перс. и тюрк. лит-рами. Классические сочинения мусульм. Востока, особенно произведения аль-Маарри, аль-Газали Абу Хамида, Фирдоуси, Низами Гянджеви, Аттара, Саади, Руми, Навои, а также книги "Калила ва Димна", "Тысяча и одна ночь", "Тути-наме", "Мухаммадия" и др. не только читались в оригинале, переводах и переложениях, но и служили основой для создания новых сочинений. Система араб. стихосложения аруз, отд. жанры и поэтические формы, худож. приёмы и средства лит-р мусульм. Востока прочно утвердились в татар. словесном иск-ве. Важным этапом в освоении эстетического опыта вост. лит-р является поэма "Кысса-и Йусуф" (нач. 13 в.) булгаро-татар. поэта Кул Гали. В ней художественно воплощены мечты о совершенном человеке, справедливом правителе. Поэма Кул Гали на протяжении веков остаётся одной из любимых книг татар и др. тюркоязычных народов.
В период Золотой Орды (13-15 вв.) тюрко-татар. лит-ра достигла высокого уровня развития. Активно развивались жанры газель, касыда, мадхия, марсия, рубаи, фард, стихотв. роман, хикаят, кысса, дастан, повесть, "ящичная композиция" и др. Произведения "Кыссас аль-анбия" Рабгузи, "Хосров и Ширин" Кутба, "Мухаббат-наме" Хорезми, "Путь в рай" Махмуда Булгари, "Джумджума-султан" Хисама Кятиба, "Книга Гулистан на тюрки", "Сухаиль и Гульдурсун" Саифа Сараи, лирические стихотворения Ахмада Ходжи ас-Сараи, Мавля Казый Мухсина и др. авторов характеризуются идейно-тематическим богатством, гуманистическим содержанием, поэтическим совершенством, изяществом языка и стиля. Одним из популярных поэтических произведенией является "Кисекбаш китабы" неизв. автора (14-15 вв.), фольклорно-мифологический сюжет к-рого пронизан мусульм. идеологией. Позднее Г.Тукай написал назиру (подражание) "Сенной базар, или Новый Кисекбаш", придав сюжету совр. сатирическую направленность. В сер. 15 в. на основе синтеза письм. и устной лит-р был созд. дастан "Идегей", отражающий сложные и трагические страницы истории тюрко-татар. народа. В Казанском, Астраханском, Сибирском, Ногайском и др. татар. ханствах, унаследовавших материальные и духовные достижения Золотой Орды, создавали свои произведения Умми Камал, Асан Кайгы, Мухаммад-Амин аль-Булгари, Кул Шариф и др. писатели. В поэмах "Дар мужей", "Свет сердец" Мухаммадьяра воспеваются благородные гуманистические устремления и добродетельные поступки, выражается сострадание простым людям, в подтексте поэм чувствуется тревога автора за судьбу своей родины. В соч. "Книга побед Казанского края" Кул Шарифа описываются героическая борьба жителей осаждённой Казани против агрессии Москвы, красота Казани, утверждается её значимость для татар. народа и гос-ва.
В сер. 16 в. поволж. татары лишились государственности, подверглись христианизации и русификации, что крайне отрицательно повлияло на развитие Л. т. Были уничтожены ценные памятники письменности, подорваны творческие силы народа. Несмотря на это, татар. словесное иск-во не прекратило своего существования, продолжали создаваться (хотя и в небольшом кол-ве) новые произведения.
В хикметах поэта 2-й пол. 17 в. Мавля Колыя, произведениях его современника Габди отражаются важные обществ. и нравственные проблемы эпохи. Для стихов Габдессаляма ибн Ураи характерны эмоциональность, близость фольклорным произведениям, особенно нар. песням.
Л. т. последней трети 18 - 19 вв. присущи просветительский характер, религ.-дидактическая тематика, продолжение традиций ср.-век. романтизма. В стихотворениях и поэмах Утыз Имяни, Гали Чокрыя, Акмуллы воспеваются знания, разум, человечность, ощущается стремление создать образ идеального в нравственном отношении человека. А.Каргалый, Х.Салихов, Ш.Заки продолжили традиции религ.-суфийской лит-ры средневековья в плане худож. отображения внутр. мира человека. "Послание Газизе" Т.Ялчыгула сыграло большую роль в религ.-нравственном воспитании неск. поколений татар. Новую страницу в развитии татар. поэзии 19 в. открыло творчество Г.Кандалыя. Его задушевная лирика, близкая нар.-песенному ладу, романтические поэмы о любви не утратили худож. ценности. Писатели-энциклопедисты К.Насыри, Р.Фахретдин внесли большой вклад в развитие татар. просветительской лит-ры. Поэмы о возвышенной любви "Сказание о Тахире и Зухре", "Сказание о юноше-джигите" А.Курмаши, написанные на основе традиционных сюжетов, были очень популярны не только у татар, но и у других тюрк. народов. В 18-19 вв. в Л. т. активизировались такие жанры, как саяхатнаме, повесть, хикаят, дастан, мадхия, марсия и др. В последней четв. 19 в. появились драмы Г.Ильяси, Ф.Халиди. На основе творческого освоения традиций франц., рус. и тур. детективной лит-ры создал свои изв. романы "Тысячи, или Красавица Хадича" и "Великие грехи" З.Бигиев. Вслед за этими произведениями появились реалистические рассказы и повести Ф.Карими, Ш.Мухаммадова, З.Хади, в к-рых различные характеры и типы героев были выведены из совр. татар. жизни. Во 2-й пол. 19 в., особенно в нач. 20 в., в татар. словесном иск-ве возросла роль рус. и через неё- зап.-европ. лит-ры. Мн. произведения франц. авторов читались татарами в тур. переводах.
Со 2-й пол. 19 в. начался сложный процесс развития худож. мышления благодаря синтезу достижений вост. и зап. цивилизаций, к-рый лёг в основу ренессансной лит-ры нач. 20 в., назв. в истории Л. т. "золотым периодом".
В нач. 20 в. глобальные социальные потрясения привели в движение широкие массы, вовлекли их в борьбу за нац. интересы, демократию и раскрепощение личности. За считанные годы татар. книгопечатание, период. издания, просвещение, т-р, наука достигли невиданного ранее расцвета, получили развитие в Казани, Уфе, Оренбурге, Астрахани, Самаре, Москве, Петербурге, Уральске, Ташкенте и др. городах. Л. т., опираясь на собств. многовековые достижения, творчески осваивая худож.-эстетический опыт Востока и Запада, прошла ускоренный путь развития, сделав скачок от просветительского к критическому реализму и к романтизму. Озарённая гением Г.Тукая, блеском таланта Г.Исхаки, Г.Ибрагимова, Ф.Амирхана, Дэрдменда, Г.Камала и др. мастеров слова, Л. т. в нач. 20 в. достигла больших высот в раскрытии насущных проблем татар. народа, в освещении его духовной жизни. Реалистическое направление ярко проявилось в поэзии Тукая, романах, повестях, драматургии, особенно в проникнутом острой тревогой за судьбу нации программном публицист. произведении "Исчезновение через двести лет" Г.Исхаки, в комедиях и драмах Г.Камала, в творчестве Ф.Амирхана, Ш.Камала. Романтизм нашёл воплощение в рассказах и ром. "Молодые сердца" Г.Ибрагимова, в драматургии М.Файзи, бунтарской лирике С.Рамеева, творчестве Н.Думави и Ш.Бабича. Наследие классиков Л. т. нач. 20 в. отличается идейно-тематическим богатством, жанрово-стилистическим разнообразием, совершенством поэтического слога. Наряду с реализмом и романтизмом, в Л. т. этого периода обнаруживаются черты модернистского иск-ва, в частности символизма, проявившие себя в печальной лирике Дэрдменда, в ряде новелл Ш.Камала, рассказах Г.Губайдуллина и др. При всём разнообразии творческих поисков авторов объединяют раздумья о будущем татар. народа, сохранении его как нации- со своим неповторимым языком и менталитетом.
После Окт. рев-ции резко изменились тональность и тематико-филос. направленность Л.т. Социальные потрясения высвободили творческую энергию масс, и культ. взрыв 1920-х гг. породил новые тенденции, трансформируя традиции "золотого периода" Л.т. нач. 20 в. Возникло яркое и неоднозначное явление - сов. лит-ра. Выросла плеяда писателей, готовых воспевать новые идеалы и обличать прежние. Но были и те, кто пытался объективно разобраться в происходящем, а нек-рые, например Г.Исхаки, были вынуждены эмигрировать. Осн. часть писателей стала сотрудничать с новой властью, в т.ч. Г.Ибрагимов, К.Тинчурин, Ф.Бурнаш, Ш.Усманов (жизнь к-рых трагически оборвалась в годы сталинских репрессий), М.Гафури, Ш.Камал, Г.Камал и др. Дэрдменд, Ф.Амирхан, С.Рамеев, С.Сунчелей, Н.Думави, проявляя пассивный протест против диктатуры пролетариата, отошли от активной общест.-лит. деятельности.
В татар. сов. лит-ре появились новые имена: Х.Такташ, Х.Туфан (в творчестве к-рых в 1920-е гг. наиб. расцвета достиг жанр поэмы), М.Джалиль, С.Баттал, Ш.Маннур и др. Произошёл взлёт в драматургии, начавшийся с "Трагедии сынов земли" Х.Такташа, продолжившийся в творческих поисках К.Тинчурина, Н.Исанбета, Т.Гиззата, позднее - в драматургии Х.Вахита, А.Гилязова. Мн. писатели в своем творчестве, преодолевая идеологическую заданность, в стремлении к иссл. глубин нар. жизни вырывались за рамки соц. реализма, их произведения отличались многообразием изобразительно-выразительных средств. Романы "Глубокие корни" Г.Ибрагимова, "Муть", "Мухаджиры" М.Галяу, повести "Неотосланные письма" А.Кутуя, "Сиваш" Г.Баширова, "Перстень" Ф.Хусни, поэмы "Алтынчеч" и "Письмоносец" М.Джалиля, "Шумное утро" Ф.Карима, "Флейты" А.Файзи являются яркой страницей в истории нац. лит-ры. Л.т. 1941-45 передаёт всю гамму чувств, пережитых народом в воен. время; это нашло отражение в "Моабитской тетради" М.Джалиля, заявившего о татар. народе на весь мир, в романтико-патриотической поэзии Ф.Карима, в творчестве Н.Баяна, Н.Арсланова, Ш.Мударриса, в прозе А.Абсалямова, И.Гази и др.
В послевоен. время Л.т., после своего взлёта в период Вел. Отеч. войны, оказалась неподготовленной к трудностям мирного времени; появились произведения, уводившие от острых социальных проблем, односторонне, неоправданно оптимистически изображавшие действительность. Годы "оттепели" (1960-е гг.) были ознаменованы надеждой на демокр. перемены и нац. возрождение, на устранение гнёта гос-ва и личную свободу. К читателю вернулись мн. "закрытые" имена: Х.Туфан, Ф.Бурнаш, К.Тинчурин, М.Галяу и др. Интерес к нац. характеру, духовному миру обозначился в прозе Г.Баширова, Ф.Хусни, А.Еники, М.Амира, А.Расиха, Г.Ахунова, М.Юнуса, в поэзии Х.Туфана, С.Хакима, Н.Арсланова, Г.Афзала, С.Сулеймановой, А.Баяна, Ш.Галиева, Роберта Ахметзянова, в драматургии Р.Ишмурата, Т.Миннуллина, Ш.Хусаинова, И.Юзеева, Р.Мингалима, Р.Хамида, Ю.Сафиуллина, Д.Салихова и др. На волне демокр. перемен в поэзию пришли А.Рашит, Ф.Яруллин, Рашит Ахметзянов, Р.Харис, Р.Гатауллин, К.Сибгатуллин, Р.Файзуллин, Л.Шагирзян, Х.Аюпов, М.Аглямов, Н.Ахмадеев, Зульфат, З.Мансуров, Р.Низамиев и др. В 1970-80-е гг. формировалась т. н. деревенская проза как реакция на экол. и социальные перемены и результат осмысления социально-нравственных проблем села, судеб крест-ва (Р.Тухватуллин, М.Магдеев, Хасан Сарьян, Б.Камалов, В.Нуруллин, Ф.Садриев).
В годы перестройки (1990-е гг.) на первый план выдвинулся ист. роман с подчёркнутым интересом к переломным моментам жизни татар. народа и его государственности (романы Н.Фаттаха "Свистящие стрелы", М.Хабибуллина "Кубрат-хан", Р.Батуллы, Ф.Латыфи, С.Шамси, В.Имамова). Более объективно и глубоко стала освещаться воен. тема (Х.Камалов, М.Юнус). В 1980-90-е гг. в Л.т. активно вторгается тема ГУЛАГа, сталинских лагерей ("Колымские рассказы" И.Салахова, "Давайте помолимся" А.Гилязова, "Трагедия" Г.Тавлина, "Проклятые годы" Р.Карами). Расширение диапазона реализма и романтизма, обращение к приёмам модернизма для раскрытия возможностей человеческого разума обогатили поэтику татар. лит-ры. Таковы произведения "Лесные демоны" Г.Гильманова, "Домовой" М.Гилязова, "Месть белого журавля" Н.Гиматдиновой, "Луг" Ф.Байрамовой. С кон. 1980-х - нач. 1990-х гг. лит-ра становится ареной борьбы за возрождение татар. нации, восстановление её государственности, сохранение культуры, языка. Появились писатели, для к-рых характерны ярко выраженная нравственно-филос. оценка прошлого и настоящего, острая тревога за будущее народа; реализм стал принимать нац. окраску (А.Халим, А.Адиль, Ф.Байрамова, Рашит Ахметзянов, Г.Муратов, З.Хаким, З.Хуснияр, Р.Зайдулла). В кон. 20 в. в лит-ру пришли молодые писатели: Сулейман, Р.Аймат, Л.Янсуар, М.Закир и др., чьи творческие поиски позволяют оптимистически оценивать будущее татар. лит-ры. См. также Драматургия татарская, Поэзия татарская, Проза татарская.
Лит.: История татарской советской литературы. М., 1965; Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX в. - К., 1966; Гиниятуллина А. Писатели Советского Татарстана: Библиогр. справочник. К., 1970; Гайнуллин М. Татарская литература XIX в. К., 1975; Галиуллин Т. Здравствуй, поэзия. Очерки о современной татарской поэзии. М., 1987; Миннегулов X. Татарская литература и Восточная классика. К., 1993; Средневековая татарская литература VIII-XVIII вв. К., 1999; История татарской литературы нового времени. К., 2003; Даутов Р.Н., Нуруллина Н.Б. Совет Татарстаны язучылары: Биобиблиографик белешмә. К., 1986; Татар әдәбияты тарихы: 6 томда. К., 1984-2001.

Х.Ю.Миннегулов, Т.Н.Галиуллин.

наверх


При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru