Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

МАРДЖАНИ (Мәрҗани) Шихабетдин (Шихаб ад-дин) (13.1.1818, д. Епанчино Казанского у. Казанской губ. - 15.4.1889, Казань), богослов, историк, просветитель. Дед М. был имамом и мударрисом, отец обучался в медресе г.Бухара, был мударрисом в дд.Епанчино и Ташкичу Казанского у. Нач. образование М. получил в семье и в медресе д.Ташкичу, по окончании к-рого (1835) преподавал там же. В 1838-49 обучался в медресе "Кукельташ" и "Мир Араб" (Бухара), "Ширдар" (г.Самарканд); одновр. брал уроки у авторитетных богословов; изучал в б-ках труды изв. предст. арабо-мусульм. науки и лит-ры: Ибн Сины, Ибн аль-Араби, Ибн Рушда, ас-Суйути, аль-Газали Абу Хамида, аш-Шахрастани, Ибн Хальдуна и др. Написал неск. трактатов, в т.ч. комментарий к предисловию трактата по логике "аш-Шамсия" аль-Катиби (не опубл.), по логике и принципам правоведения - "ат-Тарика аль-мусла ва-ль-акида аль-хусна" ("Образцовый метод и наилучшее убеждение", 1890), критическую работу о методах обучения естеств. наукам в Бухаре - "Аглам абнаи ат-дахр би-ахвали ахль Мавараннахр" ("Уведомление сынов эпохи о положении жителей Мавераннахра"; рукопись не сохранилась). М. занимался также сбором и переписью др. ист. рукописей, док-тов, часть к-рых позднее вошла в его труды. Вероятно, под влиянием взглядов своего самаркандского учителя кази Абу Саида у М. зародились идеи религ. реформаторства. В Бухаре он познакомился с мистико-аскетическим течением в исламе - суфизмом, стал учеником трёх шейхов-наставников ордена Накшбандийа - У. ибн Ниязкули, А. аль-Фаруки аль-Хинди, М. ибн Ахмада аль-Хинди, получил иджазат - право быть духовным учителем. После возвращения на родину (1850) был назначен имам-хатибом и мударрисом 1-й Казан. мечети (с перерывами в 1854 и 1874, из-за разногласий с муфтием Оренбургского Магометанского Духовного Собрания С.Тевкелевым и татар. купцом-меценатом И.Юнусовым). Одновр., с 1860, М. надзирал за полнотой и точностью текста казан. изданий Корана. Впоследствии выпустил книгу "аль-Фаваид аль-Мухимма" ("Полезное и важное", 1878), посв. истории издания Корана в России. В 1862 кандидатура М. была выдвинута на должность муфтия - главы Духовного Управления мусульман, но не получила поддержки обер-прокурора Святейшего синода К.П.Победоносцева. В 1867-68 был ахуном и мухтасибом Казани. В 1876-84 первым из предст. мусульм. духовенства стал преподавателем мусульм. вероучения в Казанской татарской учительской школе. В 1876 был избран чл. Общества археологии, истории и этнографии при Казан. ун-те. В 1877 на Четвёртом археологическом съезде первым из татар. учёных выступил с докладом по истории Болгара и Казани (опубл. в 1878 под назв. "Гилалат аз-заман фи тарих Болгар ва Казан" - "Завеса времени, покрывающая историю Болгара и Казани"). Науч. труды М. высоко оценивались изв. учёными-востоковедами Казан. ун-та В.В.Радловым, И.Ф.Готвальдом, А.К.Казем-Беком В 1880 М. совершил ряд поездок - в Москву, Мекку, по пути к к-рой посетил Киев, Одессу, Стамбул, Каир и др. города, в к-рых встречался с видными мусульм. учёными и полит. деятелями. Р.Фахретдин, ученик и последователь М., отредактировал и опубл. в 1897 отд. книгой его путевые записки под назв. "Рихлат аль-Марджани" ("Путешествие Марджани"). В своём медресе М. вёл занятия, основываясь на принципах собств. пед. концепции, одной из гл. задач считал развитие у своих учеников способности мыслить самостоятельно. Выступал за введение в программу мектебов изучения естеств. наук, рус. языка. Целое поколение джадидистов кон. 19 - нач. 20 вв. почитало М. как вел. учителя. В своих богословских трудах и в просвет. деятельности он стремился к своеобразному приспособлению ислама к изменяющейся действительности, к формированию нац. самосознания татар. народа. М. издал фетву, разрешавшую татарам отдавать своих дочерей замуж за иран. шиитов, подчеркнув, что шииты также являются мусульманами (казан. мусульмане их таковыми не признавали). Он утверждал, что нек-рые положения мусульм. права - фикха нуждаются в пересмотре. В 1870 М. опубл. полемический трактат "Назурат аль-хакк фи фардийят аль-гашаи ва ин лям ягиб аш-шафак" ("Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек"), к-рый вызвал большой резонанс и принёс известность автору на мусульм. Востоке. По мнению М., изменения продолжительности дня и ночи в сев. широтах не могут отменить предписания ислама о 5 обязательных молитвах в сутки. Он аргументировал свой тезис, ссылаясь на Коран, хадисы, фикх и практику наиб. уважаемых мусульм. улемов. М., как и А.Курсави, придерживался идей "открытия врат иджтихада" для каждого мусульманина и обновления ислама (тадждид). Он считал, что таклид - следование традиции - предполагает следование лишь Корану, Сунне и иджтихаду вел. богословов. М. призывал к очищению ислама от новшеств, поздних нововведений, возврату к Корану, Сунне и к практике праведных предшественников (салаф). В "Назурат аль-хакк..." содержатся глубокие рассуждения о феномене исламских мазхабов (религ.-правовые школы). В вопросе о переходе из одного мазхаба в другой М. придерживался мнения, что такой переход по второстепенным проблемам не запрещается и даже обязателен для защиты веры. Однако, говоря об общих положениях ислама, он призывал строго следовать ханафитскому мазхабу (см. Ханафиты). Вследствие своего реформаторства М. подвергался осуждению, нападкам в доносах и анонимных публикациях. Мулла А. ан-Насави написал опровержение на "Назурат аль-хакк..." - "Музхир аль-калимат аль-джаруда аль-лати хийа фи-н-назура" ("Обличитель зловещих слов, которые есть в Назуре", 1874), на что М. ответил новыми книгами - "Хакк алма'рифа ва хусн аль-идрак" ("Истинное познание и лучшее постижение", 1880) и "аль-Барк аль-вамид фи радд" ("Сверкающая молния в ответ", 1888). Свои взгляды по догматико-богословским и правовым вопросам М. изложил также в книге "аль-Хикмат аль-балига аль-джунийа фи шархи аль-гакаид аль-ханафийа" ("Предельно зрелая мудрость в толковании ханафитских догматов", 1888), предложив альтернативу изв. во всём мусульм. мире комментарию богослова 14 в. ат-Тафтазани "аль-Азб аль-фурат ва-ль-ма' аз-зулал ан-накийа ли-асрар-шарх аль-Джалал" ("Пресная освящающая ключевая вода, объясняющая тайны комментария Джалала", Стамбул, 1875). В книге "Хизамат аль-хаваши ли-идахат аль-гаваши" ("Свод комментариев для снятия пелены, заслоняющей истину", 1889) рассматриваются вопросы ханафитского мазхаба по фикху. М. выступал против спекулятивного богословия калама, указывал на неправомерное использование богословами нек-рых филос. понятий, отстаивал строгое разделение между религ. догматами и философией.
М. оставил глубокий след в ист. науке. Одно из первых его соч. - "Гирфат аль-хавакин ли-'ирфат аль-хавакин" ("Горсточка знаний о познании хаканов", 1864) посв. истории тюрк. народов Ср. Азии 10-12 вв. Он подготовил 6-томный свод жизнеописаний выдающихся мусульм. деятелей - "Вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф" ("Достаточное о предках и приветствие потомкам", в рукописи). К этому труду М. написал "Мукаддима китаб вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф" ("Введение к книге "Достаточное о предках и приветствие потомкам", 1883), содержащее биографию пророка Мухаммада, историю раннего ислама, обзор мусульм. богословской науки. В нём, подражая араб. историку Ибн Хальдуну, М. приводит классификацию наук, разделив их на "традиционные" и "умопостигаемые". Во втором томе этого соч. М. осветил историю проникновения ислама в поволж. регион, деятельность наиб. видных мусульман, внёсших большой вклад в исламскую культуру в крае. В шестом томе, охватывающем период со 2-й пол. 17 в. до 3-й четв. 19 в., просветитель раскрыл историю мусульман Поволжья в составе Российского гос-ва. Особое внимание уделялось мусульм. интеллектуалам, сыгравшим значит. роль в формировании духовного облика татар. народа, а при оценке деятельности различных полит. фигур - таких, как Пётр I, Наполеон и др., - учёный исходил из их отношения к исламу и к его распространению. Другое ист. соч. М. - "Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" ("Полезные сведения о Казани и Болгаре") содержит ист.-биографические сведения о мн. династиях и личностях, извлечённые из араб., перс. и тюрк. источников, данные эпиграфики и нумизматики, устные сообщения, нар. предания. В нём впервые была предпринята попытка создания труда по истории татар. народа. Обосновывая правомерность этнонима "татары", М. утверждал ист. преемственность волж. булгар (через звенья Золотой Орды и Казанского ханства) и поволж.-приуральских татар его времени. И в своих богословских трудах М. нередко проявлял себя как историк, отстаивая свободу человеческого разума, право личности на творческую активность и возможность самоутверждения. Х.Атласи, говоря о реформаторских взглядах М., сравнил его с христ. религ. реформатором М.Лютером. М. оказал большое влияние на развитие джадидистских идей среди мусульм. народов Поволжья и Приуралья.
Лит.: Юзеев А.И. Шихаб ад-дин Марджани - мыслитель, религиозный реформатор, просветитель (к 180-летию со дня рождения). К., 1997; Ш.Марджани: Наследие и современность: Материалы междунар. науч. конф. К., 1998; Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. К., 2006; Шиhабетдин Мәрҗани хәзрәтләренең Виладатенә йөз ел (1233-1333) тулу мөнәсәбәте илә нәшер ителде. К., 1915; Kemper M. Sufis und Gelehrte in Tatarien und Baschkirien, 1789-1889: der Islamische Diskurs unter russischer Herrschaft. B., 1998.

Д.А.Шагавиев.

наверх

Rambler's Top100