НОВЫЙ САЙТ ИТЭР
Общие сведения
Новости
Ученый совет
Подразделения
Издания
Аспирантура
Контакты
Статьи энциклопедии
Фотогалерея
Конференции
К 70-летию Победы
>  Статьи энциклопедии


Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

МАРИЙЦЫ (самоназв. - мари, марий; устар. рус. назв. - черемисы), финно-угорский народ, коренное население Респ. Марий Эл (в 1920-36 Марийская авт. обл., в 1936-92 Марийская АССР). Общая числ. М. в РФ 604298 чел. (2002), из них 382589 чел. в Марий Эл. Компактно живут в Нижегородской (7757 чел.), Пермской (5395 чел.), Свердловской (27863 чел.) областях, а также в Респ. Башкортостан (105829 чел.), Удмуртской Респ. (8985 чел.); в РТ- 18787 чел., в осн. в Агрызском, Актанышском, Елабужском, Кукморском, Менделеевском, Мензелинском, Муслюмовском р-нах. Делятся на 3 этногр. группы: б. ч. горных М. проживает на правобережье Волги и в Приветлужье, луговые М. населяют остальную часть Ветлужско-Вятского междуречья, вост. М. - терр. к В. от р. Вятка, Прикамье и Приуралье, куда переселились в 16-18 вв. Язык мар. (см. Марийский язык), письменность на основе рус. алфавита. Верующие М. в осн. правосл. (массовая христианизация осуществлялась в 18-19 вв.), имеются также приверженцы "марийской веры" ("марла вера"), сочетающей христ-во с традиционными верованиями. Ядром др.-мар. этноса, формировавшегося в 1-м тыс. н. э., были финно-угорские племена. Большую роль в становлении и развитии М. сыграли этнокульт. контакты с булгарами, затем с татарами (наиб. влияние тюрк. соседи оказали на вост. группы луговых М.; часть из них приняла ислам), в новейшее время - с русскими (наиб. заметно проявляется у сев.-зап. и горных М.). Особенно многочисл. культ.-бытовые аналогии с чувашами (в первую очередь это относится к горным М. и юж. группам луговых М.).
В прошлом М., за небольшим исключением, проживали в сел. поселениях, в наст. вр. св. 60% М. также ведут сел. образ жизни. Общинное землевладение и землепользование с традиционным патриархальным укладом сохранялось вплоть до 1930-х гг.; преобладали сложные общины (см. Община). Осн. занятие - пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман). Гл. полевые культуры - рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; техн. - конопля, лён, хмель; овощные - лук, капуста, редька, морковь. У горных М. в 19 в. получило развитие сад-во. М. разводили лошадей, кр. рог. скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их "нечистыми", непригодными для жертвоприношений. Охота, рыб-во, бортничество (позднее - пасечное пчел-во), собирательство имели подсобное значение. Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем х-ве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым худож. ремёслам относятся: ювелирное иск-во (изготовление серебр. жен. украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.
У М. издавна сложился приречно-овражный тип расселения. Во 2-й пол. 19 в. разбросанная планировка селений начала сменяться уличной; стал преобладать сев.-великорус. тип планировки. Жилище - срубная изба (порт) с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени), трёхраздельная (изба-сени-изба и заимствованный рус. вариант изба-сени-клеть). На С. и З. Марийского края под влиянием рус. традиций преобладали избы с кухонной перегородкой, рус. печью и полатями. На В., особенно в Предкамье, внутр. обстановка мар. избы напоминала татар. интерьер - печь с вмазанным котлом, широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и т. д. В состав традиционных дворовых построек входили: амбар или клеть, часто в виде двухэтажной кладовой с галереей на втором этаже, погреб, хлев, сарай, взажиточных усадьбах имелось гумно с овином. Архаичной постройкой являлось летнее жилище-кухня (кудо) - лёгкое срубное строение с земляным полом, без потолка; крышу крыли, оставляя щели для выхода дыма из открытого очага с подвесным котлом. В прошлом кудо являлось также местом проведения семейно-родовых молений и обрядов. Баня обычно ставилась на задворках, ближе к источнику воды.
Самобытность традиционной одежды М., её локальные варианты ярче демонстрирует жен. костюм, осн. элементами к-рого в 19 - нач. 20 вв. являлись: рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), распашной прямоспинный или отрезной сборчатый кафтан (шовыр), передник (ончылсакыш), поясное полотенце (солык), пояс (юштэ); у вост. мариек получила распространение пестрядинная рубаха тюрк. образца - с широким сборчатым подолом, к-рую, как было принято у татарок и башкирок, носили без пояса. Тканые, вышитые, аппликативные узоры украшали и повседневный костюм, но декор праздничных и свадебных нарядов был особенно богат, в дополнение к ним существовало множество ювелирных украшений - поясных, нагрудных, шейных, ушных - из бисера, раковин каури, блёсток, монет, а также разнообразные серебр. браслеты и кольца. Бытовало 3 вида головных уборов замужних женщин: конусовидный колпак с затылочной лопастью (шымакш), головное полотенце (шарпан), заимствованный у русских венец с жёстким прямоугольным верхом (сорока). Шурка - старинный высокий убор на берестяном каркасе, аналогичный убору мордовок и удмурток, вышел из употребления к кон. 19 в. Верх. одеждой служили прямые и отрезные на сборке кафтаны (мыжер) из белого или чёрного сукна, нагольные и крытые крашеным холстом или фаб. тканью шубы (ужга). Обувь - лапти (йындал), кожаные сапоги (кем), валенки (межгем). У мариек долгое время бытовал обычай обёртывать голени ног чёрными суконными онучами, поэтому соседствующие с ними татары и дали им прозвище "кара аяклар" ("чёрные ноги").
Традиционная пища М. - суп с клёцками (лашка), вареники с мясной или творожной начинкой (подкогыльо), варёная колбаса из мяса, сала или крови с крупой (сокта), вяленая конская колбаса (каж), слоёные блины (команмелна), лепёшки (эгерче), пресный овсяный хлеб (шергинде). Специфическими являются блюда, приготовленные из мяса белки, ежа, ужа, гадюки, из рыбьей муки, конопляного семени. Особые кушанья готовили из мяса дикой птицы - ястреба, филина, но в то же время охота на диких гусей, журавлей, лебедей и голубей была под запретом. Популярные напитки - пиво (пура), крепкий медовый напиток (пуро), пахта (эран).
Мар. семьи были преим. малыми, моногамными, хотя существовали и большие - неразделённые, объединявшие 3-4 поколения близких родственников. Брак патрилокальный; при его заключении родителям невесты платили выкуп (олно), а они отдавали за дочерью приданое из имущества (пого) и скота (кузык). Встречались смешанные браки, чаще с русскими и чувашами. Свадебный обряд представлял собой многоэтапный сложный ритуал с музыкой, песнями, плясками. Театрализованными действиями ряженых, играми, музыкой (популярные инстр-ты - барабан, волынка, свирель, гусли, дер. трубы, со 2-й пол. 19 в. - гармонь), самобытными песнями (муро), танцами сопровождались и тесно связанные с хоз. деятельностью всенар. праздники. Отмечались: новогодний праздник "шорык йол" с гаданиями об урожае, приплоде скота, о женихах и пр., аналогичный рус. масленице праздник "уйарня", весенний праздник пашни "ага пайрем" с обществ. молением и жертвоприношением хлебов, летний праздник "сурем" с шумным ритуалом изгнания "злых духов" (под звуки трещоток и труб нагайками и прутьями М. хлестали свои дома и постройки), осенний праздник "угинде пайрем", к-рый сопровождался приготовлением обрядовых блюд из хлеба нового урожая и семейными молениями. Праздники христ. календаря также отмечались с включением элементов языческой обрядности. В р-нах близкого соседства с башкирами и татарами М. принимали участие в их празднованиях Джиена, Сабантуя. Была развита нетрадиционная медицина, осн. на представлениях о космической жизн. силе, воле богов, злых духах, порче, сглазе, душах умерших. Знахари и колдуны обучались у своих учителей в глубокой тайне. Архаичными особенностями культа предков являлись погребение в зимней одежде, перевозка покойного на кладбище в санях даже в летнее время. В традиционном погребении нашли отражение представления о загробном мире (киямат): в могилу клали кусок холста, чтобы душа умершего могла, как по мосту, попасть через пропасть в иной мир; ветки шиповника, чтобы отогнать змей и собаку, сторожащих вход в царство мёртвых; собранные в течение жизни ногти покойника, с помощью к-рых он якобы сможет преодолеть горы и скалы при переходе на тот свет.
До Окт. рев-ции Марийский край относился к числу отсталых по уровню развития нар. образования, здесь не было науч. учреждений; первое период. издание на мар. языке - ежегодник "Марла календарь" ("Марийский календарь")- вышло лишь в 1907, первая мар. газета начала издаваться только в 1915. В кон. 19 в. немногочисл. нац. интеллигенция состояла в осн. из учителей; их просвет. деятельность и первые краеведч. иссл. - сбор и публикация материалов по истории, этнографии, языку и фольклору своего народа - сыграли большую роль в развитии мар. этноса. Но решающее значение для подъёма экономики и культуры М., формирования кадров нац. рабочего класса, интеллигенции, колх. крест-ва имели преобразования периода сов. власти. В наст. вр. развитию нац. самосознания и полит. активности М. способствуют Всемар. Совет (Марий Мер Канаш, с 1992), Мар. нац. обществ. орг-ция "Марий Ушем" (в 1917-18, с 1990). Кр. центром изучения мар. этноса, подготовки мар. специалистов в разных областях науки и техники остаётся Казань с её многочисл. вузами, первым в Поволжье ун-том, богатыми фондами музеев и б-к. Ныне в Казани при Доме дружбы народов действует секция, на к-рую возложены функции координатора по проблемам сохранения и возрождения культ. традиций мар. населения РТ. См. также Республика МарийЭл.
Лит.: Фукс А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии. К., 1840; Смирнов И.Н. Черемисы: Ист.-этногр. очерк. К., 1889; Евсевьев Т.Е. Обычаи, верованья и суеверия марийцев // Марий Эл. 1927. № 10; Крюкова Т.А. Марийская вышивка. Л., 1951; её же. Материальная культура марийцев ХIХ века. Йошкар-Ола, 1956; Халиков А.Х. Об этнических основах марийского народа // Древние и современные этнокультурные процессы в Марийском крае. Йошкар-Ола, 1976; Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978; Сепеев Г.А. Марийцы // Народы Приволжья и Приуралья. М., 1985; Петров В.Н. Марийцы // Народы России. М., 1994; Молотова Т.Л. Современная материальная культура сельских марийцев // Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 1996; Современная этническая культура финно-угров Поволжья и Приуралья. Йошкар-Ола, 2002.

Ф.Ф.Гулова.

наверх


При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru