Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
МЕДИЦИНА
(лат. medicina, от medicus - врачебный, лечебный), система науч. знаний и отрасль практической деятельности, целью к-рых являются предупреждение
и лечение болезней, укрепление и сохранение здоровья человека, увеличение продолжительности его жизни.
М. как наука представляет комплекс науч. дисциплин, включает группу фундам. мед., мед.-биол., мед.-социальных дисциплин. Мед.-биол. дисциплины
изучают строение (морфологию) тела человека на различных уровнях: организма (анатомия), органов (топографическая анатомия), тканей (гистология),
клеток (цитология), а также молекулярную орг-цию (молекулярная биология). М. исследует функционирование организма (физиология, биохимия),
закономерности возникновения, развития и течения заболеваний (патологическая анатомия и патофизиология), специфические аспекты к-рых
рассматривают иммунология, аллергология, микробиология, паразитология, мед. биохимия и биофизика; влияние на организм лекарственных средств
(фармакология). Отд. группу составляют клинические дисциплины, направленные на диагностику и лечение болезней человека (терапия, хирургия,
педиатрия), мед. обеспечение его репродукции (акушерство и гинекология). Дисциплины гигиенические, мед.-социальные (эпидемиология, обществ.
здоровье и здравоохранение, мед. демография, биомедэтика, мед. право, мед. социология и др.) изучают влияние условий жизни на здоровье людей и
разрабатывают меры, направленные на укрепление здоровья и предупреждение болезней, а также орг-цию здравоохранения. М. использует способы
воздействия на окруж. мир, характерные как для науки (медицина, осн. на доказательствах), так и для иск-ва (врачебная интуиция, диагностический
дар, психол. воздействие на пациента), а также мануальные навыки при мед. манипуляциях.
М. - одна из древнейших отраслей человеческих знаний. Уже в древности путём проб и ошибок формировалась
народная медицина
- система эмпирических приёмов врачевания (кровопускание, использование банок, шин, повязок, а также гигиенические навыки), мн. из к-рых
применяются и в наст. вр. На формирование мед. знаний значит. влияние оказала вост. М., в т.ч. Волжской Булгарии. Булгар. целители придавали
большое значение прощупыванию пульса, широко применяли кровопускание. Дошедшие до нас труды булгар. учёных были популярны на Востоке. Араб. врач
Серапион-младший (Ибн Сераби), автор книги "Учение о лекарственных веществах" (нач. 12 в.), упоминал в своих работах булгар. врачей. О них писал
также изв. араб. учёный Ибн аль-Бейтар Дхия Ходжа Хальфа. В "Энциклопедическом лексиконе" (т.1-17, 1835-41) рассказывается о враче-учёном,
уроженце Булгарии,
Бурханеддине Ибрагиме ибн Йусуфе аль-Булгари,
чей мед. трактат по фармакологии "О простых лекарствах" пользовался популярностью в мусульм. мире. Были широко изв. труды булгар. учёных-медиков,
братьев Тадж-ад-дина и Хасана ибн Йунус аль-Булгари. Старший- Тадж-ад-дин, врач-фармаколог, учился и жил в г.Мосул (Ирак). Ему принадлежат труды
по фармакологии "Большое противоядие", "Возможности лекарственных трав". Хасаном был переписан на араб. языке трактат "Большое противоядие"
(12-13 вв.), копия к-рого хранится в б-ке Меджлиса в Иране (переведён и изд. в Казани в 1997). Изв. также имена уроженцев Волжской Булгарии Ходжи
Абу Бакера Балхи аль-Булгари и Ходжи Аскара.
Важную роль в обеспечении охраны здоровья населения играла бытовая сан. культура, к к-рой ислам предъявлял особые требования (гигиена тела,
одежды, жилища, омовение перед намазом и т. д.).
В Волжской Булгарии нар. М. постепенно стала перерастать в проф., науч.; в 13 в. уже существовали больницы, о чём свидетельствует изв. поэма Кул
Гали "Сказание о Йусуфе". Араб. письменность открыла булгарам труды вост. медиков. С развитием цивилизации связано становление светской М., осн.
на относительно стандартизированном образовании в рамках мед. школ, позже - ун-тов (ун-ты Салерно, 9 в.; Болоньи, 12 в.; Оксфорда, Кембриджа,
Парижа, Падуи, 13 в.; Праги, Кракова, Вены, 14 в.). В создании учреждений для оказания мед. помощи нуждающимся большая роль принадлежала религ.
общинам. На Руси при Киево-Печерском монастыре была организована 1-я больница (1070). В 12 в. больницы существовали в Новгороде и др. городах
Руси. О факте гос. регламентации больничной помощи в России свидетельствует принятый при царе Иване IV (Грозном) сб. док-тов "Стоглав"(1545), в
к-ром подробно излагались правила устройства больниц и содержания в них больных. В Московской Руси гос. система М. была заложена образованием
Аптекарского приказа в 1581
(см. Аптечное дело).
К наиб. важным достижениям Петровской эпохи относятся: создание системы воен. М., орг-ция воен. госпиталей, в т.ч. Казан. (1722), системы мед.
образования (открытие госпитальных школ в 1707). В период царствования имп. Екатерины II была созд. Мед. коллегия, развивалось мед. образование
(открыт мед. ф-т в Моск. ун-те), госпитальные школы преобразованы в мед.-хирургические уч-ща, позднее - в Моск. и Петерб. мед.-хирургические
академии; созд.
приказы общественного призрения
(1775). В результате деятельности приказов в Казанской губ. (1775-1865) было открыто 519 больниц (на 17,4 тыс. коек). Одновр. с приказами
учреждались должности уездных лекарей, с 1797 - врачебных управ. Было утверждено "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" (1864);
на смену "приказной медицине" пришло земское мед. обслуживание широких слоёв населения, построенное на принципах участковости и бесплатности для
бедных слоёв населения
(см. Земская медицина).
Система ср. и высш. мед. образования сложилась в осн. в 19 в. Благодаря трудам учёных, в М. формируются важнейшие направления науч. иссл.:
физиология
(К.М.Быков, Н.О.Ковалевский),
патология
(В.В.Пашутин, А.В.Петров);
хирургия имела анатомо-хирургическую направленность и строилась на знании топографии
(А.-Л.А.Китер, Ф.О.Елачич, Н.И.Боголюбов),
в области иммунологии и бактериологии работал
И.Г.Савченко (см. Медицинское образование).
В России утвердились традиции отеч. терапевтической школы (А.Л.Мясников, В.П.Образцов, М.П.Кончаловский, Д.Д.Плетнёв, Н.Д.Стражеско, Г.Ф.Ланг,
Н.А.Виноградов, Н.И.Котовщиков, К.Ф.Фукс, М.А.Хомяков, А.Б.-Г.Терегулов, Н.К.Горяев
и др.), формировались нейрохирургия
(В.М.Бехтерев,
Н.Н.Бурденко, А.Л.Поленов, С.П.Фёдоров), пластическая (С.С.Юдин,
В.А.Гусынин)
и сердечно-сосудистая хирургия (А.Н.Бакулев, В.С.Савельев, В.И.Бураковский,
Н.П.Медведев),
онкология (П.А.Герцен, Н.Н.Петров, Н.Н.Блохин), офтальмология (В.П.Филатов,
Е.В.Адамюк).
Гигиена как наука получила в России широкое развитие; сложились 3 школы: петерб. (А.П.Доброславин), моск. (Ф.Ф.Эрисман), казан. (А.И.Якобий),
каждая из к-рых имела свою специфику, объединяла их обществ. направленность. Особый подъём М. переживала после Окт. рев-ции. В 1918 при сов.
пр-ве стал функционировать Совет врачебных коллегий, возглавивший реорг-цию здравоохранения в стране. 11 июля 1918 был созд. Наркомат
здравоохранения РСФСР под руководством
Н.А.Семашко и З.П.Соловьёва
- выпускников мед. ф-та Казан. ун-та; они сформулировали осн. принципы сов. здравоохранения (гос. характер, профилактическое направление,
единство науки и практики, участие населения в профилактических мероприятиях). В Казани губ. отд-ние здравоохранения было организовано в апреле
1918, в сентябре образован Наркомат здравоохранения ТАССР (1-й нарком
Ф.Г.Мухамедьяров).
В сложное для страны время новая система здравоохранения сумела предотвратить эпидемии, направив скудные ресурсы на развитие наиб. важных задач -
борьбу с инфекционными и социальными заболеваниями, развитие системы охраны материнства и детства
(см. Охрана семьи, материнства и детства, Научные медицинские общества).
Наиб. ярким выражением соц.-профилактического направления сов. М. стала орг-ция спец. служб по борьбе с широко распространёнными социальными
болезнями: туберкулёзом, венерическими заболеваниями, трахомой
(см. Диспансеры, "Каменка").
К нач. Вел. Отеч. войны в стране в осн. сформировалась система бесплатной доступной врачебной мед. помощи. В годы Вел. Отеч. войны проявились
преимущества гос. формы здравоохранения: были обеспечены мед.-сан. обслуживание войсковой мобилизации, формирование эвакогоспиталей и лечение
раненых, сохранение сан.-эпидем. благополучия в тылу, приоритетное высококачественное мед. обеспечение рабочих оборонных з-дов, сохранение кач-ва
мед. обслуживания населения; удалось предотвратить возникновение эпидемий. Мед. наука и практика сделали огромный шаг в своём развитии. Были
созд. материальная база и кадровый потенциал
(см. Госпитали эвакуационные).
Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложились система здравоохранения, науч. мед. школы. Казань продолжала оставаться одним из кр. центров развития
науч. М.
(см. Казанская медицинская научная школа, Здравоохранение).
На совр. этапе традиции Казан. науч. мед. школы продолжаются в Казан. мед. ун-те, Казан. мед. академии и их клинических уч. базах, Казан. НИИ
эпидемиологии и микробиологии, Науч.-иссл. центре Татарстана "Восстановительная травматология и ортопедия" (НИЦТ "ВТО").
С нач. 21 в. бурное развитие получили такие наукоёмкие направления М., как мед. генетика (использование методов генной инженерии), иммунология
(разработка способов визуализации патологических процессов в организме с помощью биофиз. устройств), клеточная М. На рубеже 20-21 вв.
сформировался раздел М., относящийся к сфере услуг (косметология, пластическая хирургия, ортодонтия и др.),т.о., наряду с проблемами жизни и
здоровья, появился новый предмет защиты - красота человека.
В 1991 созд.
Академия наук Республики Татарстан,
в её составе образовано отд-ние мед. и биол. наук по специальностям: биохимия, микробиология, лучевая диагностика, хирургия, физиология и
биохимия растений, травматология и ортопедия, экология, педиатрия, эндокринология, биофизика, внутр. болезни, фармакология, кардиохирургия,
обществ. здоровье и здравоохранение, нормальная физиология, онкология, кардиология. К 2006 оно состояло из 15 чл. АН РТ (5 действ. чл., 10
чл.-корр.), 1 чл.-корр. Ульяновского регионального отд-ния АН РТ, почёт. членов - действ. чл. РАМН Р.С.Акчурина и проф. Т.Хельбрюгге (ФРГ). В
структуре отд-ния - 2 ин-та: НИЦТ "ВТО" (руководитель - канд. мед. наук Р.Я.Хабибьянов) и Ин-т экологии природных систем АН РТ (руководитель -
директор, проф. Р.А.Шагимарданов).
Лит.:
Амиров Н.Х. 180 лет высшего медицинского образования // Казанский медицинский институт (1814-1989). К., 1989. Ч. 1; Павлухин Я.Г. История
медицины Татарстана в лицах. К., 1997; Зыятдинов К.Ш., Павлухин Я.Г. Очерки истории медицины Татарстана (до 1917г.). К., 2005.
Н.Х.Амиров, А.С.Созинов, Р.Г.Исхакова.
наверх