НОВЫЙ САЙТ ИТЭР
Общие сведения
Новости
Ученый совет
Подразделения
Издания
Аспирантура
Контакты
Статьи энциклопедии
Фотогалерея
Конференции
К 70-летию Победы
>  Статьи энциклопедии


Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки и повышения квалификации мед. кадров; совокупность знаний и практических навыков, освоение к-рых необходимо для проф. деятельности врача и ср. мед. персонала. М.о. тесно связано с мед. наукой и практикой здравоохранения, может быть ср., высш. и последипломным. В России (при правлении имп. Александра I) была проведена реформа образования, заключавшаяся в создании гос. системы М.о.; в 1-й пол. 19 в. началась подготовка ср. мед. работников. В Казани на базе земской губ. больницы в 1837 открылась фельдшерская школа на 50 уч-ся (срок обучения 3 года), где готовили акушерок, мед. сестёр, фельдшеров, в т.ч. санитаров для Казанской и соседних губерний. В 1884 при Лихачёвском родовспомогательном доме (построен на средства купца И.Т.Лихачёва) открылись курсы повитух для слушателей из числа крестьянок (одновр. принимались 2 ученицы, обучение проводилось на средства уездных ведомств), в 1899 и 1908 - зубоврачебные школы. В 1922 ср. мед. уч. заведения были переданы в ведение Наркомата просвещения РСФСР, в 1936 реорганизованы в фельдшерские школы, в 1954 - в мед. уч-ща, готовившие специалистов широкого профиля: мед. сестёр, акушерок, сан. фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, мед. сестёр дет. леч.-профилактических учреждений, зубных техников, техников по обслуживанию мед. аппаратуры, фармацевтов (в фарм. уч-щах) и др. Уч-ща находились в ведении Гл. управления уч. заведений Мин-ва здравоохранения СССР, с 1991 - Мин-ва здравоохранения РФ. С 1950-х гг. повышение уровня знаний ср. мед. персонала осуществляется через систему последипломной подготовки при Казан. мед. колледже и Казан. мед. ун-те.
В нач. 19 в. в ведении Мин-ва нар. просвещения находилось 6 уч. округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский, Харьковский). Центрами высш. образования являлись ун-ты, учреждённые в 1755 в Москве, в 1802 в Дерпте, в 1803 в Вильно, в 1804 в Казани, в 1805 в Харькове, в 1819 в Петербурге.
Система высш. М.о. в Казани начала формироваться с открытием мед. отд-ния и ординатуры в Казан. ун-те, Бактериологического, Повивального, Оспопрививального ин-тов, Высш. жен. курсов, глазной клиники (как учреждения последипломной подготовки).
В соответствии с Уставом Казан. ун-та от 1804 в его составе предусматривался мед. ф-т (врачебных или мед. наук). В 1811 была начата подготовка врачей (первых трёх студентов); 2 мая 1814 состоялось открытие мед. ф-та, были организованы кафедры: анатомии, физиологии и суд. врачебной науки, патологии, терапии и клиники, врачебного веществословия и врачебной словесности, хирургии, повивального иск-ва, скотолечения. Первыми профессорами-медиками Казан. ун-та стали И.П.Каменский (акушерство), И.О.Браун (анатомия и физиология), Ф.Х.Эрдман (терапия), А.И.Арнгольд (хирургия), Х.Ренард (фармация). С именем Ф.Х.Эрдмана в Казани связано становление клинического образования (в 1811 представил проект устройства Клинического ин-та); в ун-те были временно выделены помещения на 4 койки, в больнице при гимназии вёлся обширный амбулаторный приём пациентов. К.Ф.Фуксом была введена должность клинического ординатора, под рук. к-рого каждый обучавшийся в клинике студент обязывался курировать больных и писать ежедневно "удовлетворительным образом историю о ходе и способе лечения своего больного", также проводился выпускной (лекарский) экзамен, на к-ром студенты обязаны были показать, как они умеют "пользовать больного". Инициаторами преподавания новейших методов обследования больных (перкуссии и аускультации) стали Г.И.Сокольский и Н.А.Скандовский.
Первыми преподавателями-медиками Казан. ун-та были иностранцы (4 немца, 1 итальянец). Первым преподавателем-профессором мед. ф-та, получившим образование в Казан. ун-те, стал А.Е.Лентовский, первым выпускником мед. ф-та, получившим степень д. медицины, - Д.И.Протопов. Н.А.Скандовский вошёл в историю Казан. мед. школы как первый отеч. клиницист (терапевт).
С 1835 на ф-те был введён 5-летний срок обучения, законодательно утверждён курсовой тип орг-ции уч. процесса и закреплён строго фиксированный набор уч. дисциплин для каждого полугодия. По инициативе Н.И.Лобачевского (1837) на терр. ун-та построен Анатом. т-р, завершено стр-во университетской клиники (1840), впоследствии получившей назв. Старой, с 60 штатными койками (22 терапевтических, 24 хирургических, 14 акушерских). Стр-во было санкционировано имп. Николаем I, посетившим Казань в 1836. С их вводом в строй была созд. одна из лучших уч. баз для подготовки врачей.
Студенчество делилось на 2 группы: своекоштных и казённокоштных. Первые проживали дома, обучались за собств. счёт, носили обычную одежду, после окончания обучения имели право выбора места службы; вторые жили в ун-те на полном казённом обеспечении, были обязаны после его окончания прослужить 6 лет по назначению. Выпуски врачей в 1-й пол. 19 в. были очень немногочисл. (3-8 чел.), c 1860-х гг. мед. ф-том выпускалось до 25-30 врачей в год.
Операционные вмешательства - камнедробление и ринопластика, операции под эфирным наркозом - экстирпация матки через влагалище (1835, 1847), сделанные впервые в России, принесли мед. ф-ту Казан. ун-та широкую известность. Ун-т был изв. также своими гигиеническими направлениями в разработке науч. тематики и подготовке мед. кадров (мед. полиция, сан. надзор, вопросы индивидуальной и обществ. гигиены, орг-ция леч. дела и нар. здравоохранения, адм. деятельность врача и др.). Вопросы обществ. призрения начали преподаваться в 1813 адъюнктом гигиены, штаб-лекарем Ф.Д.Калайдовичем. Отд. кафедра гигиены (первая в России, оснащённая должным образом) появилась в 1869 (зав. проф. А.И.Якобий), осн. направлением её науч. деятельности являлись вопросы санологии, валеологии, мед. экологии. В 19 в. сложилась Казанская медицинская научная школа, получившая мир. известность.
Н.А.Виноградов провёл реформу клинического образования: разделил преподавание предмета на теоретические (лекции) и практические (у постели больного) занятия; создал клиническую лабораторию, одну из первых в России (1863), способствовал внедрению термометрии как метода обследования больных, ввёл обязательное патологоанатом. вскрытие для всех летальных клинических случаев.
К кон. 19 в. в составе мед. ф-та было 23 кафедры, обучалось более 360 студентов. В 1890 на терр. ун-та построили здание для преподавания теоретических дисциплин (физиологический корпус). В 1899 завершилось стр-во "новых клиник" на Арском поле (4 корпуса) для больных хирургического, акушерско-гинекологического, педиатрического, офтальмологического и дерматовенерологического профилей.
В 1896 в России была введена система повышения квалификации для гражд. и воен. врачей при ун-те, в т.ч. при Казан., и в клиниках. Ординатура по терапии (трёхгодичная) включала прослушивание цикла лекций и сдачу экзаменов, на основании к-рых претенденту устанавливалось определ. звание (уездного врача и др.). В 1880-е гг. Казань стала одним из кр. офтальмологических центров России. Последипломное образование и подготовка врачей-офтальмологов для Поволжья, Сибири, Востока России осуществлялись в глазной клинике (зав. кафедрой глазных болезней ун-та Е.В.Адамюк), к-рая в то время была достаточно оснащена.
В 1856 по инициативе проф. акушерской клиники ун-та А.И.Козлова (в 1856-70 директор) был открыт Повивальный ин-т с бесплатным одногодичным курсом обучения акушерок; с 1865 введён двухгодичный курс преподавания, что позволило обучать будущих акушерок нек-рым фельдшерским приёмам, необходимым при самост. работе в земстве.
Молодые профессора мед. ф-та, будущие кр. учёные и обществ. деятели Н.О.Ковалевский, П.Ф.Лесгафт, А.В.Петров, А.И.Якобий, преподававшие в Повивальном ин-те, разработали программу подготовки повивальных бабок (1869). Она была рассчитана на то, чтобы акушерки с "прочным" мед. образованием могли пополнить недостаток врачей и усилить как гигиеническую, так и врачебную помощь в крае. Программой предусматривались практические занятия по анатомии, лекции по физиологии и "теории повивального искусства", чтение курса жен. болезней и гигиены. Обучающиеся принимали роды, получали навыки ухода за роженицами и новорождёнными, осваивали способы их оживления. С 1873 гл. условием приёма в ин-т стало наличие знания "обязательных предметов курса женской прогимназии". В построенном в 1900 новом здании акушерской клиники (директор В.С.Груздев) были созд. лучшие условия для подготовки акушерок, введены заключительные собеседования при переходе с курса на курс, установлены пост. сроки выпускных экзаменов (2 раза в год). В.С.Груздев добился обучения повивальных бабок фельдшерским обязанностям. С 1902 при содействии профессоров Н.А.Геркена и А.Н.Казем-Бека ученицы стали заниматься в хирургическом и терапевтическом отд-ниях Александровской земской больницы, в лечебнице Общины Красного Креста. В 1918 в Повивальном ин-те состоялся последний выпуск акушерок. Одновр. с факультетскими клиниками при Казан. ун-те был построен Бактериологический ин-т (первый директор Н.Ф.Высоцкий), на базе к-рого И.Г.Савченко организовал преподавание общей патологии и бактериологии как обязательного предмета для студентов-медиков (1903). Оспопрививальный ин-т Казан. губ. земства готовил оспопрививателей с выдачей им свидетельства о том, что "они имеют право проводить прививки телятам и людям согласно закона" (Свод законов Российской империи). 1-я зубоврачебная школа открылась в Казани в 1899 (курс обучения составлял 2,5 года), 2-я - в 1908. До 1912 казан. зубоврачебные школы были ед. в Волжско-Камском крае. В 1918 приказом СНК СССР в Петрограде, Москве, Казани, Саратове они были преобразованы в уч. вспомогательные учреждения онтологического профиля при мед. ф-тах. С 1920 2-я Казан. зубоврачебная школа, как наиб. оснащённая, стала одонтологическим отд-нием - кафедрой Казан. ун-та.
В 1920-30-е гг. Казань получила признание как один из кр. центров мед. образования с высоким науч. потенциалом; открылись ин-ты для усовершенствования врачей (ГИДУВ), стоматологический, переливания крови, туберкулёзный, соц. здравоохранения и гигиены, Татар. ин-т эксперим. медицины. В 1922 был созд. 1-й в мире Трахоматозный ин-т им. Е.В.Адамюка (в Казанской губ. каждый 4-й житель болел трахомой).
В связи с острой нехваткой стоматологов в стране в 1936 СНК СССР принял пост. об орг-ции стоматологических ин-тов в 11 городах страны. Казан. стоматологический ин-т был открыт в 1938 (директор И.М.Утробин), в 1950 переведён в г.Караганда. В 1950-54 подготовка стоматологов в Казани не проводилась. В 1954 в Казан. мед. ин-те вновь открыт стоматологический ф-т. В 1930 мед. ф-т Казан. ун-та приобрёл статус Казан. гос. мед. ин-та (КГМИ), с 1994 - статус Казанского медицинского университета - КГМУ (в ведении Мин-ва здравоохранения РФ), с 2005 - Гос. образовательного учреждения высш. проф. образования "Казанский государственный медицинский университет" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. КГМУ (7 ф-тов) готовит специалистов для Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Ингушетии, Калмыкии, Чувашии и Чеченской Респ., а также для Самарской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской областей. С 1991 ведётся обучение студентов, ординаторов и аспирантов из 16 стран мира. Обучение осуществляется по специальностям: леч. дело, педиатрия, мед.-профилактическое дело (обучение - 6 лет), стоматология, фармация, социальная работа (5 лет), менеджмент и высш. сестринское образование (4 года). Для лиц, освоивших образовательные программы высш. мед. и фарм. образования, является обязательной первичная послевузовская подготовка (интернатура и ординатура). В интернатуре ведётся подготовка по 24, в ординатуре - по 28 специальностям. С 1991 в ординатуре и аспирантуре ведётся обучение студентов-иностранцев. На всех ф-тах обучается более 5 тыс. чел. Для подготовки науч. и пед. кадров для высших мед. уч. з аведений созд. аспирантура. Осуществляется многоуровневая система образования, позволяющая реализовать принцип непрерывности обучения: довузовская подготовка (школа-лицей, специализированные классы в школах, консультативно-профориентационные центры), подготовительные курсы (очные, вечерние, очно-заочные), послевузовское проф. образование (интернатура, ординатура, аспирантура), переподготовка и повышение квалификации специалистов.
Один из старейших и наиб. кр. ф-тов мед. вузов России - леч.-профилактический созд. в 1814, готовит специалистов по леч. делу (более 1200 студентов). Мед.-профилактический ф-т, созд. в 1930, проводит подготовку врачей-гигиенистов и эпидемиологов (более 500 студентов).
Педиатрический ф-т был открыт в 1932 (когда из состава леч. ф-та выделили отд-ние охраны материнства и младенчества), созд. для подготовки врачей-педиатров (более 800 студентов). С 1993 введён в действие унифицированный уч. план, позволяющий выпускникам трёх ф-тов на этапе последипломной подготовки специализироваться по любому из направлений: "лечебное дело", "педиатрия", "медико-профилактическое дело". Начало высш. стоматологическому образованию положила кафедра одонтологии и стоматологии, открытая при мед. ф-те Казан. ун-та в 1920; ф-т работал до 1950, в 1954 был вновь открыт (более 500 студентов). Фарм. ф-т, осн. в 1975, готовит специалистов в области создания, произ-ва и применения лекарственных средств, способных обеспечить высококачественную и совр. лекарственную помощь населению (более 750 студентов). Ф-т менеджмента и высш. сестринского образования, открытый в 1994, проводит подготовку специалистов в области менеджмента здравоохранения, орг-ции сестринской службы леч.-профилактических учреждений (на базе ср. мед. образования, более 500 студентов). Ф-т социальной работы, созд. в 1991 для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по социальной работе на базе высш. образования, осуществляет приём на отд-ние переподготовки (более 400 студентов). Студенты других ф-тов ун-та могут получить доп. образование по специальности "врач-психолог". На ф-те последипломного образования, открытом в 1994, осуществляется первичная специализация врачей и провизоров по следующим видам подготовки: первичная специализация - клиническая интернатура (100 чел.), проф. подготовка - клиническая ординатура (65-70 чел.), тематическое и общее усовершенствование специалистов со стажем (260-320 чел.), повышение квалификации преподавателей мед. уч-щ (90-100 чел.); оказывается методическая помощь в проведении квалификационных экзаменов для интернов базовых леч. учреждений Татарстана и Марий Эл (выпуск 380-580 чел.). Усовершенствование врачей проводится на базе четырёх курсов: врачей общей практики (семейная медицина), дет. хирургии, фармации, мед. экологии и сан.-эпидемиологического надзора. Обучение осуществляется в виде циклов тематического, общего усовершенствования и специализации. Леч.-пед. работа 34 клинических кафедр и трёх курсов ун-та проводится в 44 базовых клинических мед. учреждениях здравоохранения РТ: клиниках КГМУ, кр. многопрофильных и районных больницах, узкопрофилированных леч.-диагностических объединениях, центрах, диспансерах, родильных домах, многопрофильных и стоматологических поликлиниках, жен. консультациях, больницах и станциях скорой неотложной помощи. Респ. и гор. центры сан.-эпидемиологического надзора являются уч. базой подготовки врачей по специальностям мед.-профилактического профиля, аптечные системы РТ, Марий Эл, Чувашии - базами уч.-производств. практики фармацевтов. КГМУ располагает шестью уч. корпусами, стоматологической клиникой (пл. 41490 м2). На 65 кафедрах и 10 курсах работают 542 штатных преподавателя, в т.ч. более 100 профессоров и докторов наук, 329 доцентов и канд. наук. Среди них - 2 акад. и 6 чл.-корр. РАМН, РАЕН, АН РТ, 5 засл. деятелей науки РФ, 19 засл. деятелей РТ, 5 засл. врачей РФ, 20 засл. врачей РТ, 6 почёт. работников сан.- эпидемиологической службы РФ. Работают 3 специализированных учёных совета по защите диссертаций по девяти специальностям. В ун-те действует студенческое науч. об-во. Студентам, достигшим значит. успехов в науч., уч. и обществ. деятельности, решением учёного совета назначаются спец. стипендии имени выдающихся учёных Казан. мед. науч. школы. Развита система междунар. студенческих стажировок. КГМУ - чл. междунар. Федерации студенческих мед. ассоциаций и чл. Европейской мед. студенческой ассоциации.
С целью усовершенствования проф. квалификации врачей в 1920 осн. Клинический ин-т (в правлении - В.И.Иорданский, Р.А.Лурия и В.П.Первушин), к-рый был включён в число науч. учреждений Наркомата здравоохранения РСФСР; в 1925 - Гос. ин-т для усовершенствования врачей им. В.И.Ленина (ГИДУВ). В 1926-27 проводилась подготовка врачей по 11 специальностям. Системой последипломной подготовки были охвачены все республики и области Поволжья. С 1978 Казан. ГИДУВ - головное учреждение Поволжского региона по подготовке врачей первичных звеньев; с 1995 преобразован в Казанскую медицинскую академию (КГМА) - образовательное учреждение доп. проф. образования (с 2003 - Гос. образовательное учреждение доп. образования "Казанская государственная медицинская академия" Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию). На трёх ф-тах (сан.-гигиеническом, терапевтическом, хирургическом) ежегодно повышают квалификацию по 50 специальностям более 7 тыс. врачей - предст. различных регионов России. В мед. учреждения ежегодно направляются более 50 высококвалифицированных специалистов, подготовленных в двухгодичной клинической ординатуре. Мед. академии предоставлено право приёма к защите докторских и канд. диссертаций.
Лит.: ЗыятдиновК.Ш., ПавлухинЯ.Г. Очерки истории медицины Татарстана (до 1917 г.). К., 2005.

Н.Х.Амиров, А.С.Созинов, М.Ю.Абросимова.

наверх


При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку "Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ", а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт: www.ite.antat.ru

ђҐ©вЁ­Ј@Mail.ru