Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР в Казани, памятник архитектуры. Построен в 1726 на средства казан. купца И.А.Михляева на месте одноим. приходской церкви (существовала с 1565) в честь посещения Казани Петром I в 1722. Одновр. с сев.-вост. стороны собора была сооружена шестиярусная колокольня. Ограда терр. собора с юга построена в сер. 19 в. по проекту арх. М.П.Коринфского. Собор неоднокр. горел (1742, 1749, 1815, 1842), в 1774 был разграблен при захвате города отрядами Е.И.Пугачёва. После пожара 1815 в 1824-25 был восстановлен. В связи с неравномерной просадкой фундаментов под зданиями собор стал ветшать, его приделы - разрушаться, колокольня - крениться. В 1888-90 по проекту и под рук. арх. М.Н.Литвинова собор и колокольня были реконструированы. Разобраны и вновь выстроены в первонач. виде приделы, гульбище, лестницы, заново восстановлена ранее утраченная лестница с сев. стороны, под колокольню подведён новый фундамент. Тогда же на колокольне были установлены часы работы мастера П.И.Климова.
Общая композиция П. с. построена по схеме восьмерик на четверике: на высоком подклете, являющемся тёплым храмом, поставлен двусветный четырёхгранник с восьмериком, завершённым барочным куполом с двумя главками. С запада к храму примыкает трапезная. Выс. собора ок. 52 м. С зап. и сев. сторон подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша к-рой служит гульбищем, с двумя широкими лестницами. В вост. торце сев. галереи расположены друг над другом приделы зимней и летней церквей, перестроенные в 1888-90. Фасады П.с. оформлены одинарными и спаренными лопатками, пилястрами, полуколоннами, барочными наличниками с фронтончиками в виде "петушьих гребешков", городковыми и сильно профилированными карнизами, растительным лепным орнаментом. Осн. декор. мотивом служит обвивающая стволы колонок виноградная лоза со свисающими гроздьями ягод в сочетании с травами, цветами, листьями, ветками с персиками, яблоками, грушами, сливами. Рельефный лепной орнамент растительного характера покрывает грани восьмерика, заполняя плоскости по обе стороны окон. На вост. фасаде П.с. одно окно в восьмерике заложено; когда-то его нишу занимала большая икона "Богоматерь на троне в окружении святых". 2 ряда икон в узорных резных рамках расположены также в простенках между окнами верх. света на юж. и сев. фасадах четверика. Такие же "писанные по жести" иконы служили украшением ниш над входами в храм и придел. Шахматное покрытие крыш и куполов, полихромия всех элементов и декора фасадов завершают пышное оформление П.с. в стиле "украинского барокко". В интерьере сохранился гл. семиярусный иконостас в стиле рус. барокко, выполненный в 1723-26 казан. резчиками во главе с мастером Гусевым. В 1824-25 иконы, пострадавшие в пожаре 1815, подновлялись казан. худ. В.С.Туриным. В 1864-65 иконостас был реконструирован резчиком М.А.Тюфилиным (вновь отреставрирован в 1889-91). Колокольня представляет столпообразное сооружение. Поставленные друг на друга постепенно уменьшающиеся в размерах восьмерики увенчаны двухъярусным куполом с главкой на глухом барабане. Фасады колокольни в сравнении с собором решены скромнее. Осн. элементами служат раскрепованные профилированные карнизы, одинарные или наложенные на лопатки пилястры сложного ордера, арочные ниши звонов с архивольтами, полубалясины и лепной растительный декор. Полихромия декора фасадов на фоне монохромных охристых стен, пропильные жел. свесы карнизов составляют характерную особенность барочного оформления П.с. и колокольни. В 1930-89 в здании П.с. размещались архив, реставрационная мастерская, планетарий. В 1993, после значит. реставрационных работ, П.с. был возвращён верующим.
Лит.: Казань в памятниках истории и культуры. К., 1982; Республика Татарстан: Православные памятники (середина ХVI - начало ХХ веков). К., 1998; Сокровища культуры Татарстана: Историческое наследие, культура и искусство. М., 2004.

Х.Г.Надырова, Е.В.Липаков.

наверх

Rambler's Top100