|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ
ПРАВОСЛАВИЕ,
одно из осн. направлений в
христианстве.
Гл. положения П. содержатся в Никео-Константинопольском "Символе веры", принятом на церковных Вселенских соборах в 325 (г.Никея) и 381 (г.Константинополь). Православные исповедуют единого Бога, выступающего в трёх ипостасях: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Св. Духа. Бог-Отец - творец мира. Бог-Сын - Иисус Христос, обладающий божественной и чел. природой, рождённый Богом-Отцом до сотворения мира, но воплотившийся в земной жизни от Девы Марии. Он принял мученическую смерть на кресте ради спасения человечества, но воскрес, указав тем самым на возможность вечной жизни. Бог-Св. Дух, согласно правосл. учению, - основа духовной жизни людей; исходит от Бога-Отца (в этом отличие П. от
католицизма,
признающего исхождение Св. Духа и от Бога-Сына); нисходил на пророков, праведников, апостолов, одаряя их божественной силой для чудотворений; его дары обретают верующие во время таинств. Источниками вероучения являются Священное писание -
Библия
и Священное предание, в к-рое входят постановления первых 7 Вселенских соборов, состоявшихся до разделения христ-ва на вост. и зап. ветви (последний - 2-й Никейский, 787), последующих поместных соборов, а также учения Отцов Церкви (христ. мыслителей) 2-8 вв. П. признаёт 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь (покаяние), священство, брак, елеосвящение (совершается как духовное врачевание от телесных недугов и оставление неисповеданных грехов). Особое значение имеют таинства крещения и причащения как связанные с жизнью Иисуса Христа. Крещение совершается троекратным погружением окрещаемого в воду, во время к-рого окрещаемый очищается от первородного греха. Причастие, по убеждениям христиан, - это букв. приобщение к Телу и Крови Иисуса Христа, в к-рые превращаются подаваемые хлеб и вино. В П. особое почитание воздаётся Богородице Деве Марии, Крестителю Иоанну Предтече, святым (апостолам, ветхозаветным пророкам, христ. подвижникам) и их мощам. Общение с Богом и святыми совершается перед
иконами.
Правосл. учение подразумевает веру в ангелов, посмертное воздаяние, рай и ад. В П. нет централизации, кр. церковные орг-ции автокефальны (самоуправляющиеся). Их 15, из них 4 (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская) носят титул Вселенских; другие поместные - Рус., Груз., Серб., Румын., Болг., Кипрская, Элладская (Греч.), Алб., Польск., Чеш. земель и Словакии, Американская. Существуют также авт. правосл. церкви (Япон., Укр. и др.). Высш. органами управления Рус. правосл. церкви являются Поместный собор, Архиерейский собор, Священный синод во главе с патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и суд. полномочиями. Церковно-адм. единицей является епархия во главе с
епископом, архиепископом
или
митрополитом.
В Поволжье предст. христ-ва стали появляться в 7 в. После принятия П. в Киевской Руси (988) князь Владимир I отправил в 990 в Волжскую Булгарию миссионеров под рук. Марка Македонянина, но крещение приняли только 4 булг. князя с семьями. Вследствие расширения полит., торг., культ. связей между булгарами и русскими в 1006 был заключён договор о свободном передвижении купцов по терр. обоих гос-в (см.
Булгаро-русские договоры).
Это привело к появлению на терр. Булгарского гос-ва правосл. общин. Во 2-й пол. 12 - 1-й четв. 13 вв. происходит проникновение П. в Поволжье: в г.Болгар постоянно проживали рус. купцы и свободные ремесленники-христиане. Правосл. верующие появляются и среди булгар (одним из первых святых Рус. правосл. церкви стал мученик Авраамий Болгарский; ум. в1229). Изв. также о существовании в Болгаре христ.
Армянской колонии,
в Казани -
Армянской слободы
(14-15 вв.). Широкое распространение П. на терр. Казанского края началось с завоевания Казанского ханства (1552) и в ходе колонизации его земель правосл. населением. В 1555 была образована
Казанская епархия,
к-рая развернула активную работу по
христианизации
татар и др. нерус. народов Поволжья (см.
Миссионерство православное, Новокрещенских дел контора).
С Казанской епархией связана деятельность святителей
Гурия, Германа
и
Варсонофия,
патриарха
Гермогена,
в Казани была обретена
Казанская икона Божией Матери
(1579). Важную роль в распространении П. в регионе играла Казан. духовная академия (1842-1921), к-рая практически сразу после открытия стала кр. богословским и востоковедческим науч. центром. К 1917 в епархии функционировали 794 церкви, 27 монастырей. После Окт. рев-ции 1917 в соответствии с декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" (1918) началась широкая кампания по закрытию монастырей, храмов, духовных уч. заведений. Правосл. духовенство, оказавшее сопротивление разрушению святынь, в 1918-38 подвергалось репрессиям: в 1918 были расстреляны монахи и послушники Зилантова монастыря (см.
Зилантовы преподобномученики),
в 1930 - Богородицкой Раифской пустыни (см.
Раифские новомученики, "Раифского монастыря" дело).
В годы Вел. Отеч. войны в отношениях гос. власти и религ. орг-ций произошли изменения в сторону либерализации. В 1941-44 было опубл. 30 обращений митрополита Сергия (Страгородского; с 1943 - Патриарх Московский и всея Руси) с призывом к сплочению в борьбе за Родину. Религ. общины проводили сбор средств на нужды армии. Однако практически сразу после окончания войны возобновилось адм. давление на верующих и духовенство, усилилась атеистическая пропаганда среди населения. Архиепископы
Сергий
(Королёв),
Михаил
(Воскресенский) в условиях гонений на религию старались сохранить от закрытия действующие храмы в ТАССР. Поворотным пунктом в нормализации отношений гос-ва и правосл. орг-ций стало празднование 1000-летия крещения Руси (1988). К этому времени в ТАССР насчитывалось 15 правосл. общин, 3 из к-рых действовали в Казани (в городе было открыто 3 храма; по республике - 9). С 1988 Казан. епархию возглавляет епископ (с 1996 архиепископ) Анастасий (Меткин). К 2007 кол-во правосл. общин выросло до 270, действующих храмов - до 198; вновь открытых
монастырей
- до 10. Знаменательным событием в жизни Казан. епархии стали обретение в 1995 мощей святителя Ефрема Казанского и преподобных Ионы и Нектария (при раскопках на терр. Казан. кремля). Большое внимание к деятельности Казан. епархии проявлял патриарх Алексий II; он дважды посещал республику: с визитом в 1997, в ходе к-рого было открыто Казан. духовное уч-ще (с 1998 - семинария), передан верующим Успенский монастырь в Свияжске; в 2005 - по случаю празднования 450-летия основания Казан. епархии, во время к-рого правосл. верующим республики был передан чудотворный список Казан. иконы Божией Матери, открыт Благовещенский собор в Казан. кремле, Крестовоздвиженский собор Казан. Богородицкого монастыря. Правосл. орг-ции РТ стремятся к сохранению атмосферы доверия и взаимного уважения между приверженцами различных религий в условиях многоконфессионального мира республики; усилилось их внимание к вопросам благовоспитания людей и благотворит. деятельности. Кроме общин Рус. правосл. церкви, в РТ имеются 5 старообрядческих общин (белокриницкого согласия и старопоморского толка). См. также
Казанские святые, Крещёные татары, Праздники православные, Старообрядчество, Церкви православные.
Лит.:
Платон (Любарский). Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. К., 1868; Богословский Г.К. Краткий очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. К., 1892; Макарий (Булгаков Михаил Петрович). История Русской церкви: в 7 кн. М., 1994-1996; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в 20 веке. М., 1995; Журавский А. Жизнеописания новых мучеников Казанских. Год 1918-й. М., 1996; Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. М., 1997; Тальберг Н. История Русской церкви. М., 1997; Елдашев А.М. Монастыри Казанского края: Очерки истории. К., 2004; Липаков Е.В. Архипастыри Казанские. 1555-2007. К., 2007.
А.В.Климин.
наверх
|