|
Статьи энциклопедии
Из Татарской энциклопедии:
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ИСКУССТВО,
иск-во
Золотой Орды.
Формировалось в сложной этнич., культ., социальной среде. С провозглашением ислама офиц. религией развивалось в культ. пространстве мусульм.
цивилизации. Симбиоз степной кочевнической и гор. оседлой культур способствовал синкретичности стиля З.и.: наряду с имперским, развивалось
иск-во, традиционное для народов Поволжья, Крыма, Сев. Кавказа, Ср. Азии, кипчаков, тюрков Алтая и Сибири. На этой основе возникли региональные
варианты З.и. с собств. худож. спецификой
(см. Булгарское искусство).
Произведения З.и. создавались под влиянием высокохудож. образцов, вопредел. степени игравших роль канонических. Ювелирные изделия, украшения
одежды, торевтика (сосуды, чаши, блюда, кубки), поливная и неполивная керамика (изразцы, посуда), резная кость (накладки на колчан, бытовые
предметы), оружие отличались пышностью декора и узорной насыщенностью формы. Большое значение придавалось украшению конского снаряжения (серебр.
и бронз. накладки, подвески, бляшки круглой, овальной, звёздчатой форм, в виде лунниц). В состав украшений муж. и жен. костюмов входили узорные
бляхи и фигурные накладки из металла, получившие массовое распространение. Б.ч. сохранившихся изделий была созд. из золота и серебра с
использованием драгоценных камней и самоцветов (найдены в погребениях кочевников, в кладах при раскопках городов Ср. и Ниж. Поволжья, Крыма, Сев.
Кавказа и на других терр. Золотой Орды). Для раннего периода развития З.и. (2-я пол. 13в.) характерно проникновение в его стиль дальневост. и
центр.-азиат. традиций. В кон. 13 - нач. 14 вв. З.и. испытало влияние
мусульманского искусства,
получившего широкое развитие в кр. городах государства.
Стр-во в городах кам. и кирпичных зданий, развитие архитектуры привели к распространению монумент.-декор. видов З.и.- мозаичные, майоликовые и
резные терракотовые облицовки, орнаментальная резьба по камню и гипсу (алебастр), гипсовое литьё, фресковые росписи
(см. Монументально-декоративное искусство).
Тесные культ. и иные контакты с мусульм. странами - Ср. Азией, сельджукской М. Азией, мамлюкским Египтом, хулагуидским Ираном- нашли отражение в
дошедших до нас памятниках архитектуры гг.Болгар, Солхат, Кырк-Ер (Чуфут Кале), Эски-Юрт (Бахчисарай), Ургенч и др. Композиции геом.,
растительного и эпиграфического
орнамента,
красочная многоцветность, конструктивно-декор. детали ("мамлюкский" срез, тромпы, сталактиты, панджары и др.) сближают облик золотоордынских
зданий с ближневост. и малоазийской мусульм. архитектурой. Особого расцвета в З.и. получила расписная майолика, к-рой облицовывали стены жилых
и обществ. зданий, надгробия и каны (домашние печи). Она отличалась пышным полихромным и орнаментальным декором, использованием позолоты. Там,
где климатические условия не позволяли использовать майолику в декоре экстерьеров, её применяли в интерьерах (постройки г.Болгар). В городах
Золотой Орды было налажено собств. произ-во архит. керамики (Хорезм, Старый и Новый Сарай, Болгар и др.), о чём свидетельствуют остатки гончарных
мастерских, особенности технологии, орнаментальных и цветовых решений изделий. В поливной керамике выделены кавк.-крымский, закавк.,
хорезмийский, нижневолж., средневолж. (булгаро-татар.) центры произ-в. Бытовая поливная керамика имеет сходство с образцами из хулагуидского
Ирана, Азербайджана и Ср. Азии, в неполивной керамике продолжены традиции местных домонг. ремесл. центров. Региональное своеобразие З.и. наиб.
ярко раскрывается в резьбе по камню (памятники архитектуры, надгробия). В отличие от хорезмийской и крымской, булгаро-татар. резьба выполнялась в
плоскорельефной технике под наклонным углом к плоскости фона, развивала собств. систему орнаментации. Для З.и. не свойственно следование строгим
канонам узоротворчества, сложившимся в ближневост. традиции, характерны более свободная трактовка мотивов, преобладание криволинейных форм,
мягкая моделировка уплощённого рельефа, построенного на контрасте масштабов в композициях из кр. и мелких узоров. В орнаменте почти отсутствуют
абстрактные геом. узоры, но часто встречаются приближенные к природным формам цветов и растений мотивы лотоса, пальметты, трилистников, тюльпана,
цветочных розеток, вьюнка с лиственными побегами, виноградной лозы, разорванного меандра, "узлов счастья"; активно использовались араб. надписи,
переплетавшиеся с растительным узором. Стиль З.и. регламентировался т. н. халифатским мусульм. каноном, в к-ром нормы изобразительности были
сближены с нормами каллиграфии и орнамента. В худож. языке доминировал принцип условной декоративности. Хотя у степных кочевников
изобразительная трактовка образов, свойственная доисламской традиции, продолжала сохраняться (преим. в образцах бытового иск-ва), зооморфные
мотивы, распространённые ранее в худож. металле,
керамике художественной
и резьбе по кости, в 14-15 вв. почти полностью исчезли, уступив место цветочно-растительному, геом. (в т.ч. арабесковому) и эпиграфическому
орнаменту (надгробия, бронз. замки и зеркала, архит. майолика, бытовые изделия из керамики, украшения - миниатюрные
коранницы, перстни,
в т.ч. сгравировкой на самоцветах, браслеты и др.).
Высокохудож. произведения З.и. оказали заметное влияние на творчество ср.-век. мастеров в соседних и сопредельных странах, особенно в области
художественной обработки металла
и ювелирного дела
(см. Ювелирное искусство).
В частности, технология и узоры золотоордынской
филиграни,
характерный
полихромный стиль
в инкрустации изделий самоцветами нашли отражение в произведениях, созд. в придворных мастерских рус. и зап.-европ. правителей. Изделия татар.
мастеров встречались и в дворцовом обиходе рус. царей
(см. "Мономахова шапка").
Своеобразие стилевых признаков З.и., его традиции преемственно развивались в иск-ве татар. ханств, образовавшихся после распада Золотой Орды.
Произведения З.и. представлены в коллекциях ряда крупнейших музеев - гос. Эрмитажа (С.-Петербург), Гос. Ист. музея и Оружейной палаты (Москва), в
музеях Казани и нек-рых других городов РФ, а также стран ближнего и дальнего зарубежья (Украина, Узбекистан, Казахстан, Венгрия и др.).
Лит.:
Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в ХIII-ХIV вв. М., 1962; Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских
ханов. М., 1966; его же. Искусство кочевников и Золотой Орды. М., 1976; Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья.
Йошкар-Ола, 1975; Ремпель Л.И. Изобразительный канон и стилистика формы на Среднем Востоке // Искусство Среднего Востока. М., 1978. С.208;
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная традиция в декоративном искусстве // Татары. М., 2001; Gorelik V. Mikhail and Mark G. Kramarovskii. The
Mongol-Tatar states of the Thirteenth and Fourteenth Centuries // Nomads of Eurasia. Los. Ang.-California, 1989.
Г.Ф.Валеева-Сулейманова.
наверх
|