Статьи энциклопедии


Из Татарского энциклопедического словаря:


ТАТАРЫ
1) ср.-век. этнополит. общность, сложившаяся в 7-12 вв. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни. Впервые упоминается в др.-тюрк. памятниках как плем. объединение "отуз татар" (см. Кюль-Тегина стела); в кит. источниках 1-й пол. 9 в. - как сев. кочевой народ "да-да" ("та-та"), в мусульм. (тюрк., перс.) письм. традиции 11-12 вв. термином "Татар" обозначается нас. Вост. Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта терр. названа "Дешт-и-татар" ("Страна татар"). С кон. 12 в. Т. были вовлечены в процесс создания Монг. гос-ва во главе с Чингисханом. В ср.-век. арабо-перс. источниках Т. называется нас. Золотой Орды. В том же смысле понятие "Т." закрепилось в зап.-европ. и рос. историографии. В России вплоть до нач. 20 в. термин "Т." использовался в более широком смысле - для обозначения в осн. мусульм. народов Волго-Уральского региона, Юж. Сибири, Сев. Кавказа и Крыма. 2) Народ, осн. нас. РТ, второй по числ. (после русских) коренной народ в РФ. Общая числ. 6650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в РФ - 5522 тыс., из них в РТ - 1765 тыс. чел. Т. делятся на 3 осн. этнотерр. группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтнич. группа - польско-литовских татар. Самой большой по числ. этнотерр. группой являются поволжско-приуральские Т. (св. 4000 тыс. чел.), включающие субэтнич. группы: казанских татар, касимовских татар, мишарей, тептярей. Ряд совр. тюрк. народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с Т. в 13-15 вв. общим происхождением, позднее, в процессе формирования татар. нации (2-я пол. 18 - 19 вв.), обособились в самостоят. этнич. общности. Язык - татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры). Верующие Т. в осн. мусульмане-сунниты (см. Суннизм). Часть Т. исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки). Совр. религ. центры Т.-мусульман - муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.
По проблемам этногенеза Т. существуют 3 осн. концепции.
Первая - булгаро-татарская, согласно к-рой этнич. основой Т. являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. (Ряд исследователей - А.-З. Валиди, Х.-Г. Габяши, М.З. Закиев, Ф.И. Урманчеев и др. этногенез булгар возводят к древнейшим народам Евразии - скифам, сарматам, аланам (асам) и др.). В соответствии с этой концепцией осн. этнокульт. традиции Т. сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства особых изменений не претерпели. Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой булгар. народности на различные этнотерр. группы. Однако в период Казанского ханства домонг. этнокульт. традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназв. "булгар") вплоть до нач. 20 в. Эта концепция в осн. чертах была сформулирована в 1920-е гг. в трудах Р.Фахретдина, Г. Ахмерова, Н.Н. Фирсова, М.Г. Худякова и др. После пост. ЦК ВКП(б) от 9 авг. 1944 "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации" и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в кач-ве офиц. точки зрения и разрабатывалась в трудах Х.Г. Гимади, А.П. Смирнова, Н.Ф. Калинина, Л.З. Заляя, Г.В. Юсупова, А.Х. Халикова, М.З. Закиева и др.
Вторая - татаро-монг. концепция. Основывается на представлениях о переселении в Вост. Европу кочевых татаро-монг. племён, к-рые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татар. государственности и культуры. Осн. положения этой концепции нашли отражение в трудах татар., рус., башк. и чуваш. историков и языковедов - Н.А. Мажитова, В.Ф. Каховского, В.Д. Дмитриева, Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.
Третья - тюрко-татар. концепция. В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских гос. объединений в этногенезе татар. народа. Осн. элементами этнич. истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, ист. представлениях и традициях), религию, государственность, письм. культуру и систему образования.
В кач-ве ключевого момента этнич. истории татар. этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татар. и местных булгар. и кипчак. традиций возникли новая государственность, культура, лит. язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые ист. традиции и татар. этнополит. самосознание. В процессе их формирования к сер. 13 в. исчезли местные домонг. плем. названия, произошла замена их на тюрко-монг. (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан, джалаир, уйшун и др.). Стержнем осн. культ.-ист. процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнич. культуры воен.-служилой знати, в к-рой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими. Всё это привело к этнокульт. консолидации золотоордынской аристократии, воен.-служилого сословия, мусульм. духовенства и формированию к 14 в. новой этнополит. общности - Т. Одновр. в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм лит. языка (см. Поволжский тюрки). В татар. гос-вах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (15 в.), началось формирование новых этнич. общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др. Со 2-й пол. 16 в., после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому гос-ву, усилились процессы миграции татар. населения и взаимодействия между различными его этнотерр. группами, что способствовало языковому и культ. сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание - "мусульман".
Во 2-й пол. 19 в., в условиях начавшегося развития бурж. соц.-экон. отношений и подъёма нац. культуры (особенно заметного в среде Т. Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культ.-ист. единстве татар. этноса, была воссоздана ист. традиция в форме татар. идеи (Ш. Марджани, Х. Атласи, Г. Исхаки и др.). В этот период высокоразвитая культура (система образования, лит. язык, книгоиздание и период. печать) казан.-татар. этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих др. тюрко-мусульм. народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех осн. этнотерр. групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации. При переписи 1926 назвали себя Т. 88% татар. населения СССР. Часть поволжско-приуральских Т. считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских - ногайцами, карагашами, сибирских - бухарцами и т.д. Тюрко-татар. концепция происхождения татар. народа обоснована в иссл. Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А. Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, М.А. Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д.М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.
Традиц. занятиями Т., унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее вед. роль в хоз-ве, скот-во, охота, бортничество. Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отд. хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия. Одновр. до нач. 20 в. в юго-вост. р-нах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая. Возделывали в осн. рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю. Скот-во в хоз-вах Т. (кроме астраханских и сибирских) занимало в осн. подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней. Подсобными занятиями Т. являлись: пчел-во (первонач. бортевое, с 19 в. преим. пасечное), рыб-во, в осн. любительское, у астраханских Т. - промысловое; охота преим. любительская. По сравнению с полеводством сад-во и огородничество у Т. были развиты слабо, за исключением населения Юж. Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство - возделывание арбузов, дынь и др. - играло важную хоз. роль. Из овощей Т. выращивали в осн. лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отд. хоз-вах - огурцы, капусту, томаты. С сер. 19 в. осн. огородной культурой становится картофель. Нас. правобережных р-нов Волги занималось также и приусадебным сад-вом (яблони, вишни, малина, смородина и др.) Ремёсла - выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров, паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья. Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы. Исстари традиционными для Т. были торговля и торгово-посредническая деят-сть; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована. С 18 в. Т. занимали вед. место в торговле со Ср. и Центр. Азией. В кач-ве татар. торг. центров выделялись Казанская, Оренбургская губ., Касимовский у. Рязанской губ. В условиях оседлой жизни Т. имели в осн. пост. место поселения, но нек-рые группы Т. одновр. имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хоз. деят-сти. Осн. типом жилища первонач. была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и кам. строения. В 16-19 вв. Т. жили преим. в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом нас. пункте имелась мечеть, при ней - мектеб или медресе. В одежде Т., как во всей материальной культуре, сочетались традиции степ. кочевников и осёдлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, х.-б. китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Ср. Азии. Для Т. были характерны серебр. и зол. украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.). В пище преобладали мучные и мясо-мол. изделия. По мере проникновения европ. цивилизации в культуре татар. народа происходили значит. изменения - в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.
Глубокие традиции государственности татар. народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским гос-вом (1552). После Февр. рев-ции 1917 Т. вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (см. Идел-Урал Штаты). В мае 1920 была образована ТАССР (см. Республика Татарстан).

наверх

Rambler's Top100