Статьи энциклопедии
Из Татарского энциклопедического словаря:
ТАТАРЫ
1) ср.-век. этнополит. общность, сложившаяся в 7-12 вв. Состояла из ряда
племён и вела полукочевой образ жизни. Впервые упоминается в др.-тюрк.
памятниках как плем. объединение "отуз татар" (см. Кюль-Тегина стела);
в кит. источниках 1-й пол. 9 в. - как сев. кочевой народ "да-да" ("та-та"),
в мусульм. (тюрк., перс.) письм. традиции 11-12 вв. термином "Татар" обозначается
нас. Вост. Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта терр.
названа "Дешт-и-татар" ("Страна татар"). С кон. 12 в. Т. были вовлечены
в процесс создания Монг. гос-ва во главе с Чингисханом. В ср.-век. арабо-перс.
источниках Т. называется нас. Золотой Орды. В том же смысле понятие "Т."
закрепилось в зап.-европ. и рос. историографии. В России вплоть до нач.
20 в. термин "Т." использовался в более широком смысле - для обозначения
в осн. мусульм. народов Волго-Уральского региона, Юж. Сибири, Сев. Кавказа
и Крыма. 2) Народ, осн. нас. РТ, второй по числ. (после русских) коренной
народ в РФ. Общая числ. 6650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в РФ - 5522 тыс.,
из них в РТ - 1765 тыс. чел. Т. делятся на 3 осн. этнотерр. группы: поволжско-приуральских
татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтнич. группа
- польско-литовских татар. Самой большой по числ. этнотерр. группой являются
поволжско-приуральские Т. (св. 4000 тыс. чел.), включающие субэтнич. группы:
казанских татар, касимовских татар, мишарей, тептярей. Ряд совр. тюрк.
народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с Т. в 13-15 вв. общим
происхождением, позднее, в процессе формирования татар. нации (2-я пол.
18 - 19 вв.), обособились в самостоят. этнич. общности. Язык - татарский
(см. Татарский язык, Диалекты, Говоры). Верующие Т. в осн. мусульмане-сунниты
(см. Суннизм). Часть Т. исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).
Совр. религ. центры Т.-мусульман - муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове,
Астрахани, Тюмени и др. городах.
По проблемам этногенеза Т. существуют 3 осн. концепции.
Первая - булгаро-татарская, согласно к-рой этнич. основой Т. являются
булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. (Ряд исследователей
- А.-З. Валиди, Х.-Г. Габяши, М.З. Закиев, Ф.И. Урманчеев и др. этногенез
булгар возводят к древнейшим народам Евразии - скифам, сарматам, аланам
(асам) и др.). В соответствии с этой концепцией осн. этнокульт. традиции
Т. сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также
Казанского ханства особых изменений не претерпели. Одним из следствий
господства Золотой Орды стал распад единой булгар. народности на различные
этнотерр. группы. Однако в период Казанского ханства домонг. этнокульт.
традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназв. "булгар")
вплоть до нач. 20 в. Эта концепция в осн. чертах была сформулирована в
1920-е гг. в трудах Р.Фахретдина, Г. Ахмерова, Н.Н. Фирсова, М.Г. Худякова
и др. После пост. ЦК ВКП(б) от 9 авг. 1944 "О состоянии и мерах улучшения
массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации"
и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась
в кач-ве офиц. точки зрения и разрабатывалась в трудах Х.Г. Гимади, А.П.
Смирнова, Н.Ф. Калинина, Л.З. Заляя, Г.В. Юсупова, А.Х. Халикова, М.З.
Закиева и др.
Вторая - татаро-монг. концепция. Основывается на представлениях
о переселении в Вост. Европу кочевых татаро-монг. племён, к-рые, смешавшись
с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татар.
государственности и культуры. Осн. положения этой концепции нашли отражение
в трудах татар., рус., башк. и чуваш. историков и языковедов - Н.А. Мажитова,
В.Ф. Каховского, В.Д. Дмитриева, Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.
Третья - тюрко-татар. концепция. В ней отмечается важная роль Волжской
Булгарии и кипчакско-кимакских гос. объединений в этногенезе татар. народа.
Осн. элементами этнич. истории её сторонники считают становление и развитие
самосознания (выражающегося в этнониме, ист. представлениях и традициях),
религию, государственность, письм. культуру и систему образования.
В кач-ве ключевого момента этнич. истории татар. этноса данная теория
рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татар.
и местных булгар. и кипчак. традиций возникли новая государственность,
культура, лит. язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли
новые ист. традиции и татар. этнополит. самосознание. В процессе их формирования
к сер. 13 в. исчезли местные домонг. плем. названия, произошла замена
их на тюрко-монг. (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан,
джалаир, уйшун и др.). Стержнем осн. культ.-ист. процессов в Золотой Орде
стало формирование имперской надэтнич. культуры воен.-служилой знати,
в к-рой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими. Всё
это привело к этнокульт. консолидации золотоордынской аристократии, воен.-служилого
сословия, мусульм. духовенства и формированию к 14 в. новой этнополит.
общности - Т. Одновр. в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка
происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм лит. языка
(см. Поволжский тюрки). В татар. гос-вах (Большая Орда, Сибирское, Казанское,
Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после
распада Золотой Орды (15 в.), началось формирование новых этнич. общностей,
имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские
татары и др. Со 2-й пол. 16 в., после присоединения Поволжья, Приуралья
и Сибири к Русскому гос-ву, усилились процессы миграции татар. населения
и взаимодействия между различными его этнотерр. группами, что способствовало
языковому и культ. сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских
татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание
- "мусульман".
Во 2-й пол. 19 в., в условиях начавшегося развития бурж. соц.-экон. отношений
и подъёма нац. культуры (особенно заметного в среде Т. Волго-Уральского
региона) актуализировались представления о культ.-ист. единстве татар.
этноса, была воссоздана ист. традиция в форме татар. идеи (Ш. Марджани,
Х. Атласи, Г. Исхаки и др.). В этот период высокоразвитая культура (система
образования, лит. язык, книгоиздание и период. печать) казан.-татар. этноса
превратила его в важный фактор притяжения к нему многих др. тюрко-мусульм.
народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании
всех осн. этнотерр. групп татар представлений о своей принадлежности к
единой татарской нации. При переписи 1926 назвали себя Т. 88% татар. населения
СССР. Часть поволжско-приуральских Т. считала себя мишарами, кряшенами,
тептярями, астраханских - ногайцами, карагашами, сибирских - бухарцами
и т.д. Тюрко-татар. концепция происхождения татар. народа обоснована в
иссл. Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А. Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова,
Р.Г. Кузеева, М.А. Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н. Давлета,
Д.М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.
Традиц. занятиями Т., унаследованными от предков, были пашенное земледелие,
игравшее вед. роль в хоз-ве, скот-во, охота, бортничество. Землевладение
и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно
распределялись между отд. хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко
практиковалась трёхпольная система земледелия. Одновр. до нач. 20 в. в
юго-вост. р-нах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы
земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая. Возделывали в осн. рожь,
овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу,
а также лён, коноплю. Скот-во в хоз-вах Т. (кроме астраханских и сибирских)
занимало в осн. подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец,
коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней. Подсобными
занятиями Т. являлись: пчел-во (первонач. бортевое, с 19 в. преим. пасечное),
рыб-во, в осн. любительское, у астраханских Т. - промысловое; охота преим.
любительская. По сравнению с полеводством сад-во и огородничество у Т.
были развиты слабо, за исключением населения Юж. Приуралья и Астраханского
края, где бахчеводство - возделывание арбузов, дынь и др. - играло важную
хоз. роль. Из овощей Т. выращивали в осн. лук, морковь, свёклу, тыкву,
редьку, репу, в отд. хоз-вах - огурцы, капусту, томаты. С сер. 19 в. осн.
огородной культурой становится картофель. Нас. правобережных р-нов Волги
занималось также и приусадебным сад-вом (яблони, вишни, малина, смородина
и др.) Ремёсла - выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков,
ковров, паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья. Были
развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические
(поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий,
бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный
промыслы. Исстари традиционными для Т. были торговля и торгово-посредническая
деят-сть; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
С 18 в. Т. занимали вед. место в торговле со Ср. и Центр. Азией. В кач-ве
татар. торг. центров выделялись Казанская, Оренбургская губ., Касимовский
у. Рязанской губ. В условиях оседлой жизни Т. имели в осн. пост. место
поселения, но нек-рые группы Т. одновр. имели также летние и осенние поселения,
что было обусловлено потребностями хоз. деят-сти. Осн. типом жилища первонач.
была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного
и полуземляного типа, срубные и кам. строения. В 16-19 вв. Т. жили преим.
в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом нас. пункте имелась
мечеть, при ней - мектеб или медресе. В одежде Т., как во всей материальной
культуре, сочетались традиции степ. кочевников и осёдлых народов. Для
её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные,
х.-б. китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Ср. Азии.
Для Т. были характерны серебр. и зол. украшения с драгоценными и полудрагоценными
камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.). В пище преобладали мучные и мясо-мол.
изделия. По мере проникновения европ. цивилизации в культуре татар. народа
происходили значит. изменения - в одежде, украшениях, в пище, напитках
и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган
и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.
Глубокие традиции государственности татар. народа были прерваны после
завоевания Казанского ханства Русским гос-вом (1552). После Февр. рев-ции
1917 Т. вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности
(см. Идел-Урал Штаты). В мае 1920 была образована ТАССР (см.
Республика Татарстан).
наверх
|
При использовании материалов сайта обязательно указывать ссылку
"Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ",
а при размещении в интернете - также гиперссылку на сайт:
www.ite.antat.ru
|