Статьи энциклопедии


Из Татарской энциклопедии:


ИСТОРИЯ РТ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ (Волжская Болгария, Волжко-Камская Булгария) (Идел буе Болгары), ср.-век. (нач. 10 в. - 1236) феод. гос-во в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в кон. 7 в. с правобережья Ср. Дона в Поволжье, где первонач. они занимали терр. вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. Булгары постепенно вытеснили или завоевали балто-славянские (население т.н. "именьковской культуры"), подчинили себе бараджар, барсил, савир, эсегелей, билер и др. тюрко- и финно-угроязычные племена. Позднее в состав населения В.Б. вошли отд. группы огузо-печенежских и кипчакских племён, а также соседних народов (буртасы, маджары, мурома и др.). В процессе формирования гос-ва наиб. сильным оказалось этнополит. объединение (союз племён) булгар во главе с правителем Алмушем, создавшее в 1-й пол. 9 в. Болгарский и Суварский эмираты (см. Суварское княжество). Разгром Хазарского каганата (ок. 980) привёл к образованию единого Булгар. гос-ва. К нач. 11 в. В.Б. занимала терр. от Окско-Свияжского междуречья на З. до Юж. Урала на В., от Посурья и Самарской Луки на Ю. до Предкамья на С. В 12 в. булгар. правители расширили своё влияние на Верх. Прикамье (см. Чулман) и Ниж. Поволжье с центром в г.Саксин. В 922 состоялось дипл. признание В.Б. - она обменялась посольствами с Багдадским халифатом (см. Посольство Алмуша в Бухару и Багдад, Посольство багдадского халифа аль-Муктадира). В 985 булгар. правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I, определив равноправный и взаимовыгодный характер отношений. Изв. имена булгар. правителей 10 - 1-й трети 11 вв. Шилки, Алмуш, Микаил ибн Джагфар, Микаил ибн Ахмад, Абдаллах ибн Микаил, Микаил ибн Ахмад, Талиб ибн Ахмад, Мумин ибн Ахмад, Мумин ибн аль-Хасан, Абд ар-Рахман ибн Мумин, Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.
Булгар. гос-во имело развитую социальную структуру. Источники (в т.ч. нумизматические) сообщают о существовании династии булгар. правителей из рода Алмуша - Джаффаридов. Они в нач. 10 в. носили титул "эльтебер" (с сер. 10 в. - эмир) и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве (хутбе), они определяли политику в гос-ве и чеканили свою монету. Иерархия социальных верхов булгар. об-ва реконструируется по письм. источникам недостаточно чётко; в них упоминаются беки (князья) - правители отд. земель и городов, военнослужилая знать (чура) и мусульм. духовенство. Осн. масса населения состояла из свободных сел. общинников и горожан (ремесленников, купцов и т. п.) - податного населения, платившего в гос. казну подомный налог. В антропологическом отношении население В.Б. было однородным и характеризовалось смешанным европеоидно-монголоидным субуральским типом (см. Антропология).
Основу х-ва булгар составляли земледелие в форме степного перелога, полуоседлое и стойловое скот-во, рыб-во, в отд. областях промыслы (охота на пушного зверя, бортничество и пр.), разнообразные ремёсла (металлургия железа и бронзы, деревообработка, косторезное, стеклоделие, гончарное, ювелирное, оружейное дело и т. д.) и участие в региональной и междунар. торговле. Гл. центрами торговли и ремесл. произ-в были гг.Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр, Сувар, Джукетау, Ошель, о чём свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран. Активные торг.-экон. контакты В.Б. поддерживала с Русью, др. странами Вост. и Зап. Европы, а также с гос-вами Закавказья и Причерноморья. Осн. статьями вывоза были пушнина, шкуры, кожи (включая знаменитый вид особо выделанной кожи - "булгари" (см. Сафьян)), зерно, мёд и воск, а ввоза - предметы роскоши, пряности, шёлк, оружие, серебро (в 9-10 вв.), янтарь и т.д. Одной из важнейших статей дохода казны была торг. пошлина (десятина).
На терр. В.Б. была густая сеть нас. пунктов. По письм. и археол. источникам известны остатки ок. 150 городов (в т.ч. Болгарское городище, Билярское городище, Богдашкинское городище, Джукетауское городище, Суварское городище), св. 800 сел. нас. пунктов, а также небольших городков-замков. В 10 в. в Болгаре и Суваре чеканилась булгар. монета. Столица гос-ва в 10 - 1-й пол. 12 вв. - Болгар, с сер. 12 в. - Биляр. Булгар. культура градостр-ва восприняла традиции ряда тюрк. гос-в (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата и др.), а также стран мусульм. Востока и Руси. Мн. кр. города В.Б. имели планировку, не подчинённую рельефу местности, и делились укреплениями на внутр. и внеш. город (Биляр, Сувар, Джукетау и др.). Большинство булгар. городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами гор. укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных дер. жилищ, полуземлянок и землянок, а также хоз. построек (производств. помещений, металлургических печей, гончарных горнов и т. п.). Среди них выделялись здания монумент. архитектуры - кирпичные и белокам. обществ. здания (мечети, бани, караван-сараи и др.) и мавзолеи. При их стр-ве использовались кам. блоки (240х240х300 мм), кирпичи (250х250х50 мм) и др. материалы. В нек-рых случаях близ кр. городов строились небольшие укреплённые поселения, возможно, замки знати (напр., Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх к-рых сооружались дер. стены различной конструкции.
Господствующей религией в В.Б. был ислам, к-рый начал проникать в Волго-Уральский регион с 1-й пол. 10 в. благодаря установлению торг. связей между странами Сев. Европы и Востока. Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Ср. Азии (Хорезм и гос-во Саманидов). Поист. преданиям булгар, принятие ислама в В.Б. связывалось с деятельностью проповедников ("факихов") из Бухары. Уже в кон. 9 - нач. 10 вв. торг. контакты переросли в политические, а после становления Булгар. гос-ва, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал осн. религией (ок. 900-20). Значит. влияние на укрепление позиций ислама оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922). Первонач. мусульм. общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и др. кр. городах В.Б. К кон. 10 в. практически всё население страны мусульманизировалось, о чём свидетельствуют археол. данные: повсеместное распространение (с рубежа 10-11 вв.) могильников с мусульм. обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело чуть повернуто на прав. бок, лицо обращено в сторону Мекки; как правило, в захоронениях отсутствовал вещевой комплекс и т. п.). Принятие ислама в В.Б. определило направление её цивилизационных контактов со странами Востока. Ислам оказал значит. влияние на духовную культуру булгар. об-ва, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с кон. 10 в. В.Б. стала страной "классического ислама", в ней жили и творили мн. кр. мусульм. учёные и богословы. В.Б. превратилась в самую сев. страну исламской ойкумены.
В условиях этого развитого ср.-век. гос-ва шло интенсивное формирование культуры гор. типа, вырабатывалось наддиалектное гор. койне (скорее всего, на основе тюрк. языка кыпчако-огузского типа, к-рый существовал, возможно, в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгар. племён). Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах. На его основе под влиянием ср.-азиат. (караханидских) традиций сформировался булгар. лит. язык. Одновр. часть населения, возможно, знать, использовала язык огурского типа - тюрк. язык с ротацизмом, ламбдаизмом и др. архаичными чертами (см. Булгарский язык).
Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного иск-ва, музыки и лит-ры. Во всех кр. общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались такие науки, как астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география. Существовала своя историографическая традиция - "Таварих-и Булгар"( )("История Булгарии") Якуба ибн Нугмана. Изв. имена булгар. богословов, философов и писателей Сулейман ибн Дауд ас-Саксини ас-Сувари, Абу-ль-аля Хамид ибн Идрис аль-Булгари, Бурханаддин Ибрагим ибн Йусуф аль-Булгари, аль-Ханафи Бурханаддин Ибрагим ибн Хызр аль-Булгари, Ходжа Ахмад аль-Булгари, фармаколога Таджаддин ибн Йунус аль-Булгари и др. С периода В.Б. сохранился выдающийся памятник лит-ры - поэма Кул Гали "Кыйсса-и Йосыф" ("Сказание о Йусуфе", 1233).
Декоративно-прикладное иск-во в В.Б. развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульм. культуры. Булгар. ювелиры работали с различными металлами и сплавами - от золота и серебра до меди и свинца - с использованием разнобразной ремесл. техники и приёмов худож. обработки металла: худож. литья ("навыплеск"), чеканки, гравировки, тиснения (см.Басма), волочения, плакировки, скани (см. Филигрань), зерни и, возможно, черни. В В.Б. высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням (см.Глиптика). Среди характерных изделий следует выделить жен. украшения - шейные гривны, серебр. височные подвески, серьги, браслеты, перстни и пр. (см.Бутаевский клад), поясные накладки, парадное оружие (прежде всего орнаментированные топорики, покрытые зол.-серебр. плакировкой), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия - замочки (см.Маклашеевские всадники), штампы, зеркала. На основе вост. и зап.-европ. образцов развивалось стеклоделие, в т.ч. изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло произ-во керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий - от мисок, кружек, светильников и напрясел до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Характерным её элементом был декор, расположенный, как правило, в ср. части тулова, на плечиках и горлышке и состоявший из линий и полос разной ширины с ритмично чередующимися элементами; иногда на кувшинах его дополняли фигурные ручки в виде стилизованных голов животных - лося, барана, медведя.
Расцвет Булгар. гос-ва, рост городов, становление общегор. койне и утверждение на всей терр. страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульм. типа способствовали формированию единой этнополит. общности - булгар. народа, составлявшего осн. население страны. В составе Булгарии находились также вост.-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы. Население В.Б. явилось основой татар. этноса (см. Татары). Культура В.Б. стала одним из важнейших компонентов ист.-культ. наследия татар. народа.
Войско В.Б., состоявшее из гвардии эмира ("хашам") и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало ок. 50 тыс. воинов. Осн. костяком армии была воен.-служилая знать, из среды к-рой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооруж. всадников (рыцарей - чури). Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое иск-во: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения - активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника. В.Б. имела значит. влияние в Волго-Уральском регионе и играла важную роль в междунар. отношениях того времени. С 11 в. булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволж. степях. В нач. 12 в. булгары отразили ряд походов кипчаков (в 1113 был убит кипчакский хан Аепа). Во 2-й пол. 12 в. йемеки совершили нападения на Саксин и В.Б.; пользуясь междоусобицей, они во главе с булгар. князем напали в 1183 на Биляр. В.Б.также поддерживала тесные воен.-полит. связи с Киевской Русью, позднее и с др. др.-рус. княжествами (особенно Владимиро-Суздальским). Характер взаимоотношений с Владимиро-Суздальской Русью определялся противоборством за земли Ср. Поволжья. В 11 - нач. 12 вв. В.Б. контролировала терр. Сурско-Свияжского междуречья, осуществляя в целях защиты своих интересов воен. походы на рус. города (напр., на Муром в 1088, Суздаль в 1107). С началом правления Юрия Долгорукого (1125-57) начались крупномасштабные завоевательные походы рус. князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на рус. города (напр., на Кострому в 1152). В период правления Андрея Боголюбского (1157-74) и Всеволода III Большое Гнездо (1176-1212) рус. войска неоднократно вторгались в В.Б. (1164, 1172, 1183, 1185, 1205). Особенно крупным был поход коалиции рус. князей на Биляр (1183). В результате войн и набегов на морд. земли владимиро-суздальские князья практически завоевали Верх. Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли г.Устюг (1218), а рус. князья взяли штурмом Ошель (1220). После этого в Поволжье установился мир (см. Булгаро-русские договоры, Булгарские походы, Походы булгар на Русь). Во 2-й четв. 13 в. В.Б. пережила неск. войн с монг. ханами. В 1223 булгары нанесли поражение войскам монг. полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 остановили монголов на подступах к осн. центрам страны. В 1236/37 В.Б. была завоёвана объединённым войском монг. ханов во главе с Батыем (см. Монгольские завоевательные походы). После ухода осн. сил монг. войска в 1238 в Булгарии вспыхнули восстания булгар. населения под рук. беков Баяна и Джику (см. Баяна и Джику восстание 1238-44), а в Ниж. Поволжье и на Юж. Урале - йемеков во главе с беком Бачманом (см. Бачмана восстание 1237-40). Антимонг. восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. В.Б. вошла в состав Улуса Джучи (см. Золотая Орда), а Болгар стал первой ставкой хана Батыя. В кон.13 - нач. 14 вв. Булгария распалась на ряд владений (эмиратов) - Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество, Кашанское княжество. См.также Булгарская культура, Булгарское искусство.
Источн.: Летописец Переяславля Суздальского. М., 1851; ХвольсонД.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу-Али Ахмеда... Ибн-Даста. СПб., 1869; Худуд аль-Алам. Рукопись Туманского. Л., 1930; АннинскийС.А. Известия венгерских миссионеров XIII-XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Ист. архив. 1940. №III; ПриселковМ.Д. Троицкая летопись. М.-Л., 1950; КовалевскийА.П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Хар., 1956; ЗаходерБ.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Т.1; Путешествие Абу Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.). М., 1971.
Лит.: Березин И.Н. Болгар на Волге. К., 1853; Лихачёв А.Ф. Бытовые памятники Великой Булгарии // Тр. 2-го археол. съезда. М., 1876; Шпилевский С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. К., 1877; Смирнов А.П. Очерки по истории волжских булгар // Тр. Гос. ист. музея. 1940. Вып.11; Греков Б.Д., Калинин Н.Ф. Булгарское государство до монгольского завоевания // Материалы по истории Татарии. К., 1948; Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1975; Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара. М., 1976; Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (10 - начало 13 вв.). К., 1983; Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. М., 1984; Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии 10 - начала 13 вв. К., 1986; Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии. К., 1987; Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (домонгольский период, 10 - начало 13 вв.). К., 1990; Мухамадиев А.Г. Древние монеты Поволжья. К., 1990; Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Болгарии. М., 1992; Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Болгария в 10-15 вв. М., 1993; Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. К., 1994; Валеев Р.М. Волжская Булгария: Торговля и денежно-весовые системы 9 - начала 13 веков. К., 1995; Измайлов И.Л. Вооружение и военное дело населения Волжской Булгарии 10 - начала 13 вв. Магадан, 1997; Хузин Ф.Ш. Волжская Булгария в домонгольское время (10 - начало 13 веков). К., 1997; Мәрҗани Ш. Мостафадель-әхбар фи-әхвәли Казан вә Болгар. К., 1991; Халиков А.Х. Беренче дәүләт. К., 1991; Дәүләтшин Г. Төрки-татар рухи мәдәнияте тарихы. К., 1999; Zimonyi I. The Origins of the Volga Bulghars. Szeged, 1990; Golden P.B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples. Ethnogenesis and State-Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Wiesbaden, 1992.

И.Л.Измайлов.

наверх

Rambler's Top100